Рембрандт Харменс ван Рейн - один из величайших художников в мировой истории, крупнейший представитель золотого века голландской живописи вряд ли нуждается в особом представлении. Другой вопрос, как он вообще оказался в этой рубрике? Сейчас всё разъясню. А пока представляю вам картину "Пир Валтасара" (Лондонская национальная галерея).
Не буду пересказывать, что изображено на картине, лучше процитирую Книгу пророка Даниила, сюжет из которой она иллюстрирует: "Валтасар царь сделал большое пиршество для тысячи вельмож своих... В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского... Царь начал говорить, и сказал мудрецам Вавилонским: кто прочитает это написанное и объяснит мне значение его...
Тогда введен был Даниил пред царя, и царь начал речь и сказал Даниилу... о тебе я слышал, что ты можешь объяснять значение и разрешать узлы; итак, если можешь прочитать это написанное и объяснить мне значение его... Тогда отвечал Даниил, и сказал царю... вот что начертано: мене, мене, текел, упарсин. Вот и значение слов: мене - исчислил Бог царство твое и положил конец ему; Текел - ты взвешен на весах и найден очень легким; Перес - разделено царство твое и дано Мидянам и Персам... В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит..."
Так это же Библия! - скажите вы. И будете абсолютно правы. Да, это Библия. У Рембрандта, в общем-то, и нет исторических картин в нашем понимании этого термина. Но он много писал на библейские сюжеты. Вот только... Валтасар, а точнее Бел-шар-уцур, известен не только по Библии.
Правда, не совсем понятен его статус, ведь Вавилоном в то время правил царь Набонид. Судя по вавилонским и греческим источникам Валтасар не был полновластным царём Вавилонии, он управлял столицей в отсутствии Набонида, который, скорее всего, являлся его отцом.
Так что же за события описаны в книге Даниила и изображены на картине Рембрандта? Несмотря на то, что нас отделяют от них две с половиной тысячи лет, датируются они довольно точно - 539 годом до н.э. Есть даже конкретная дата - 12 октября 539 года до н.э. Именно в этот день, согласно вавилонским хроникам, персидские войска вступили в их столицу.
Перед нами последние дни существования Вавилонского царства. На него надвигалась армия величайшего завоевателя Древнего мира Кира II Великого. Персы уже захватили Мидию, Лидию, Ионию, Карию, Ликию. Настала очередь государства, существовавшего более тысячи лет.
Набонид выступил с армией навстречу захватчикам. В Вавилоне он оставил сильный гарнизон под командованием Валтасара. Вавилонский царь рассчитывал на укрепления Мидийской стены, но Кир неожиданно обошёл стену с запада и напал на неприятельское войско с тыла. Одновременно отдельный корпус осадил Вавилон. В битве при Описе вавилоняне потерпели сокрушительное поражение. Вавилонское войско попросту... исчезло. Ну по крайней мере из летописей, что скорее всего свидетельствует о его полном разгроме. Набонид бежал.
Тогда наступила очередь и самого Вавилона. Город был взят штурмом, а Валтасар убит. И вот что интересно, как сообщает древнегреческий историк Ксенофонт в своей "Киропедии", персы захватили вражескую столицу когда "в Вавилоне наступает такой праздник, во время которого все горожане целую ночь пьют и гуляют". То есть пир Валтасара на самом деле был религиозным праздником, которым воспользовались хитроумные завоеватели.
Почему же Библия рисует Валтасара в столь негативном свете? Всё просто - в отличие от вавилонян персы не покушались на религиозные убеждения евреев и предоставили им широкое местное самоуправление в рамках единой Персидской империи. Поэтому и воспринимались не как захватчики, но как освободители от полувекового Вавилонского пленения. Так что, как видим, Библия не просто сборник древнееврейских сказок, а вполне себе полноправный исторический источник.
Читайте в этом цикле: