Найти тему
О Москве нескучно

Как живётся в доме, который находится практически на Курском вокзале

Оглавление

Что это за дом и где он находится? Правда ли, что здание состоит из двух частей, которые построили в разное время? Для кого предназначалось сооружение, и почему здесь сделали столько нежилых помещений? Какими планировались квартиры и быт в этих домах, и что получилось в итоге? Какая достопримечательность скрыта во дворе здания? И удобно ли жить около вокзала? Об этом и не только расскажу сегодня.

Конструктивизм среди сталинских гигантов

Пространство в окрестностях Курского вокзала в Москве довольно-таки шумное. Здесь постоянно передвигаются толпы людей и проезжает множество автомобилей. Помимо железнодорожной станции тут находится метро и большой торговый центр. Ближайшая крупная улица - Земляной вал. Его застройка характеризуется в основном сталинской архитектурой. По обеим сторонам возвышаются массивные и вычурные здания. Но среди них, как раз около вокзала, затесался интересный дом в стиле конструктивизма.

Вот эти два корпуса. Оба имеют адрес Земляной вал, 27. Но левая часть строение 1, правая - 2. Фото 2022 года, моё.
Вот эти два корпуса. Оба имеют адрес Земляной вал, 27. Но левая часть строение 1, правая - 2. Фото 2022 года, моё.

Фактически это два сооружения, которые построили в разное время. Но сегодня они составляют единое целое и даже имеют один номер - 27. Только дом пониже - это корпус 2, а повыше - 1. Ничем серьёзным эта местность в дореволюционные времена застроена не была. Здесь располагались небольшие здания и многочисленные рекламные конструкции. Первым, в 1927 году, появился более низкий пятиэтажный корпус. Строительство заказала Московско-Курская железная дорога.

Автором проекта стал архитектор Борис Шатнев, за год до этого окончивший МГТУ им. Баумана. Он чётко распределил функциональное значение всех пространств здания. Первый этаж полностью занимал магазин со множеством отделов, в том числе и продуктовым. Второй отвели под конторские помещения железнодорожной организации (офисы, если по-современному). Жилыми были этажи с 3 по 5. На каждом находилось всего лишь две квартиры. В угловой части дома на одну больше.

В каждой квартире было 3-4 комнаты, кухня, санузел, кладовая и неплохой коридор. Общая площадь трёшек составляла в среднем 72 квадратных метра. Внешне здание оформили в стиле конструктивизма. В 1938 году часть площади магазина на первом этаже отошла к метрополитену. Её использовали, чтобы встроить вестибюль станции "Курская" Арбатско-Покровской линии. Позже со стороны двора сделали шахты лифта вдоль наружных стен. Сейчас дом производит впечатление нежилого. Квартиры там не продаются уже несколько лет. На сайтах о недвижимости указано, что площади внутри в основном коммерческие. Также на первом этаже по-прежнему находятся предприятия торговли: разные небольшие магазинчики и заведения общепита.

Заслоним одну оригинальность другой

Левая, более высокая часть дома, появилась на несколько лет позже. Она стала второй очередью проекта, как писали тогда в специальной литературе. Создавал сооружение также Борис Шатнев. Работы начали в 1929 году. С датой окончания строительства #история несколько сложнее. В интернете вы можете встретить, например, 1935 год. Однако дом появился раньше. На это указывают фотографии. Примерной датой сдачи в эксплуатацию, скорее всего, можно считать 1932 год. Им датируются снимки, на которых видно, что сооружение уже стоит, но ещё не совсем готова отделка фасада.

Фотография дома в 1932 году. Из журнала "Строительство Москвы" за 1932 год, №11-12. Отсюда: http://books.totalarch.com
Фотография дома в 1932 году. Из журнала "Строительство Москвы" за 1932 год, №11-12. Отсюда: http://books.totalarch.com

Интересно, что внешне два здания назвать похожими трудно, хотя оба они оформлены в стиле конструктивизма. Возвести более высокую часть хотели, чтобы закрыть торец пятиэтажки. Он со стороны Садового кольца некрасиво смотрелся. Его заслонили корпусом высотой в восемь этажей. Почему-то в советской литературе по архитектуре конца 1970-х это здание предлагали считать первым многоэтажным советским жильём. По какой причине - не знаю.

Вид на фасад здания со стороны Садового кольца, 2022. Фото моё.
Вид на фасад здания со стороны Садового кольца, 2022. Фото моё.

Украшения фасадов здесь более оригинальные чем у сооружения с правой стороны. В первую очередь, выделяются балконы. Те, что располагаются со стороны Садового кольца, смотрелись красиво без остекления. Сейчас всё выглядит иначе. Обратите внимание и на угловые конструкции. На 2 и 3 этажах балконы изначально были застеклены, потому что эти помещения предназначались для магазина. Также, как и цокольный этаж. Выше в угловой части располагались коммуналки. Туда планировали заселить одиноких людей. Каждая такая квартира насчитывала 6 комнат. Большинство выходили на длинный балкон.

Земляной вал, 27с1 в 1934-1936 годах. Здесь хорошо видно остекление угловых балконов на 2 и 3 этажах. С сайта www.pastvu.com.
Земляной вал, 27с1 в 1934-1936 годах. Здесь хорошо видно остекление угловых балконов на 2 и 3 этажах. С сайта www.pastvu.com.

Кроме того, в такой квартире проектировалась общая кухня (площадью примерно 20 метров) и целых два санузла с туалетом и душем. Помимо этого существовала и отдельная ванная комната. Часть площади на одном из этажей предполагалось использовать, как библиотеку. А плоская крыша могла бы служить местом для отдыха жильцов. По современным меркам звучит несколько забавно формулировка "крыша, ... удалённая от уличной пыли".

Чудесные мечты и безрадостная реальность

В части дома вдоль Садового кольца расположили трёхкомнатные квартиры для семей с детьми. Там был большой коридор, санузел и кухня. Кроме того, в каждой квартире имелось два балкона: один выходил на Земляной вал, другой (обычно на кухне) - во двор. Высота потолков составила 3,2 метра. Вход в подъезды правда сделали со стороны улицы. Но имелась возможность выйти и во дворе, через небольшую дверь. Весь проект обошёлся бюджету в 900 тысяч рублей.

К сожалению, в реальности всё получилось не так хорошо. По факту, в советское время почти все квартиры здесь превратились в коммуналки. Разница была лишь в том, в какой части дома посчастливилось жить. В угловой, например, комнаты были большими. Встречались даже две смежные, которые могла занимать одна семья. После распада #СССР многие коммунальные #квартиры превратились в обычные. Уж не знаю, как их делили, но на сайтах по продаже недвижимости можно встретить однушки в угловой части. То есть там, где раньше находились 6-комнатные квартиры.

Дома 27с1 и с2 в 1997 году. На месте "Атриума" тогда была парковка. С сайта www.pastvu.com.
Дома 27с1 и с2 в 1997 году. На месте "Атриума" тогда была парковка. С сайта www.pastvu.com.

Но площади однокомнатного жилья не очень большие. Примерно 41-42 метра (хотя находил даже 29). Кухня при этом 8 квадратов. Стоимость от 16 до 23 млн рублей. Та, что дороже, выглядит получше. В трёхкомнатных, которые расположены вдоль Садового кольца, площадь в среднем 76 метров. Кухни - 10 квадратов. Заплатить за неё придётся чуть больше 23 млн рублей. Санузел везде раздельный. Есть в доме и двушки площадью 65 метров.

Хорошо или не очень

К достоинствам дома можно отнести тихий и весьма уютный двор с большим количеством зелени. Также здесь находится интересная достопримечательность - усадьба Василия Борисовича Толстого (статского советника). Кстати, во время строительства жилого дома из сооружения хотели сделать общую прачечную. Однако в итоге не стали. Со стороны двора дом выглядит в принципе также, как и с фасада.

Особых украшений нет, но можно посмотреть на интересные маленькие окна. Конечно, серый цвет стен придаёт зданию некоторую мрачность. Но если говорить честно, то дом в принципе нельзя назвать красивым. Он именно оригинальный.

Больше всего противоречий вызывает расположение здания. С одной стороны, транспортная доступность прекрасная. Метро находится ближе некуда. Также рядом вокзал и крупная магистраль. С другой стороны, все вышеперечисленные достоинства порождают минусы. Здесь очень много народу. Причём публика не всегда приятная. К сожалению, это характерная черта именно Курского вокзала. Тут немало странных личностей. Затрудняюсь сказать, почему. И конечно же, шум от Садового кольца, поездов и пыль не приносят удовольствия жителям. В качестве положительного момента можно выделить торговый центр напротив дома. Конечно, с архитектурной точки зрения постройка спорная. Но для местных жителей очень удобно, когда рядом есть такой магазин.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. #Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!