Найти тему
Государственный Эрмитаж

«Не верь глазам своим». Обманки в искусстве

Оглавление

Дорогие друзья! Мы продолжаем рубрику «Не верь глазам своим» и снова ищем обманки в искусстве. Фраза «Не верь глазам своим» – это часть афоризма Козьмы Пруткова: «Если на клетке слона прочтешь надпись „буйвол“, – не верь глазам своим».

Обманки в искусстве – это иллюзорные изображения, настолько виртуозно поданные зрителю, что он принимает их за реальность. Обманки играют с восприятием смотрящего, заставляя плоское казаться объёмным, близкое – далеким, а неживое – живым. В этом «обмане» есть одна важная особенность – его можно раскрыть, стоит лишь присмотреться.

Прошлые публикации рубрики «Не верь глазам своим» показали, что диапазон обманок в искусстве практически безграничен. Сегодня мы расскажем о возможностях предметных перевоплощений, которые предоставляют цветные камни. Обыгрывая широкий спектр цветов, степень прозрачности, рисунок прожилок и фактуру, мастера могли создавать самые разные иллюзии. В этой публикации мы остановимся на имитации ягод, фруктов и цветов.

Пресс-папье с объемной мозаикой в виде ягод и листьев. Россия, 1870-е годы
Пресс-папье с объемной мозаикой в виде ягод и листьев. Россия, 1870-е годы

Взгляните на представленное выше пресс-папье, украшенное ягодами малины. Подобные предметы с накладными ягодами или фруктами представляют собой отдельный вид камнерезного искусства: воссоздание плодов живой природы из объектов природы неживой. Уральские камнерезы, начавшие применять эту технику еще в первой половине XIX века, породили превосходный обман зрения: резные камни создают иллюзию свежих плодов, собранных на небольшой плитке.

Пресс-папье с объемной мозаикой в виде ягод и листьев. Россия, 1870-е годы
Пресс-папье с объемной мозаикой в виде ягод и листьев. Россия, 1870-е годы

Чтобы создать такую искусную обманку мастера использовали разные камни. Например, ягоды малины вырезали из родонита, зеленые листики и стебли – из офита, ягоды белой и черной смородины – из агата, сливы, крыжовник и морошку – из халцедона.

Пресс-папье с объемной мозаикой в виде ягод и листьев. Россия, 1873 год
Пресс-папье с объемной мозаикой в виде ягод и листьев. Россия, 1873 год

Природные свойства камней использовались настолько тонко, что иногда невозможно поверить в рукотворность этих плодов. Едва сдерживаешься от желания взять их в руки и попробовать!

Пресс-папье с объемной мозаикой в виде ягод и листьев. Россия, 1870-е годы
Пресс-папье с объемной мозаикой в виде ягод и листьев. Россия, 1870-е годы

Такие «аппетитные» пресс-папье были популярны на протяжении всего XIX века, они изготовлялись как на Екатеринбургской Императорской гранильной фабрике, так и частными мастерами.

К похожим обманкам, еще больше вводящим в заблуждения, можно отнести и «букеты». Эти изделия изготовлялись разными ювелирными мастерскими, в том числе и знаменитой фирмой Карла Фаберже.

Веточка ландыша. Россия, фирма Карла Фаберже, начало XX века
Веточка ландыша. Россия, фирма Карла Фаберже, начало XX века

В вазочках из тонкого стекла или горного хрусталя, будто наполненных водой, стоят веточки цветов или ягод из поделочных и драгоценных камней, жемчуга, эмалей и бриллиантов. Стремясь создать полную иллюзию, ювелиры даже расчетливо изгибали стебли растений таким образом, чтобы создать эффект преломления в воде.

Ветка красной смородины. Россия, фирма Карла Фаберже, начало XX века
Ветка красной смородины. Россия, фирма Карла Фаберже, начало XX века

Стаканчик с веткой красной смородины, представленный выше, является прекрасной имитацией садовой культуры. Тонкие листочки вырезаны из нефрита, а красные ягоды созданы ювелиром, использовавшим красную эмаль на золотой основе.

Сегодня мы вновь предлагаем вам отгадать загадку. Как вы думаете, какой материал использовали мастера фирмы Карла Фаберже для имитации спелых ягод черники?

Ветка черники в вазе. Россия, фирма Карла Фаберже, 1880-е годы
Ветка черники в вазе. Россия, фирма Карла Фаберже, 1880-е годы

Ждем ваших ответов в комментариях!