Найти в Дзене

Повесть «Иду к людям» – незаслуженно забытая «Большая перемена»

Мини-сериал «Большая перемена», снятый в далеком 1973 году, по праву считается народным хитом. Остроумный сюжет, харизматичные герои, добрый юмор, прекрасная музыка и, наконец, блестящая актёрская игра сделали его классикой отечественного кинематографа. Но наверное, немногие знают, что в основе этого фильма лежит повесть Георгия Садовникова «Иду к людям». Она была написана в период оттепели, когда молодые писатели, почувствовав вкус относительной свободы, с энтузиазмом взялись за тонкие, лирико-романтические сюжеты, которые после репрессий 1930-х годов и Великой Отечественной войны находили живейший отклик у советских читателей.

Георгий Садовников один год преподавал в вечерней школе, и повесть о веселых и немного печальных приключениях Нестора Петровича написал на основе собственного опыта. Даже некоторые сюжетные линии – вроде побега непутевого ученика с занятий на танцы или в туалет от учительницы – заимствованы им из его непродолжительного педагогического опыта.

Главная тема повести – идея служения людям, что отобразилось в ее названии. Молодой преподаватель Нестор Северов не только ведет уроки истории, но и помогает своим ученикам найти себя и разобраться в личных отношениях. История, написанная Садовниковым, не блещет оригинальностью, однако она не стареет со временем, хотя автор описал в ней реалии Советского Союза, которые не всегда понятны современному читателю.

К сожалению, повесть Садовникова в наше время незаслуженно забыта. На фоне современного фэнтези, мистических триллеров, любовных бестселлеров с рейтингом 18+, простая и трогательная история о личных и профессиональных проблемах молодого школьного учителя кажется наивной и незамысловатой. А между тем произведения подобного рода сейчас как никогда актуальны. Современное отечественное образование до сих пор находится в подвешенном состоянии, школьные учителя явно обделены вниманием как своих учеников, так и широкой общественности. Поэтому такие произведения рано или поздно должны обрести второе дыхание в качестве нравственной методички по обращению с преподавателями.

Кстати, повесть Садовникова ничуть не хуже своей экранизации, а некоторые сюжетные ходы явно удачнее, чем в фильме – например, эпизод с попаданием Ганжи в милицию (в книге он заступился за репутацию любимой женщины, в фильме же угодил в участок за «аттракцион неслыханной жадности» – издевательство над человеком).