Найти в Дзене
Валерия

Самый страшный и опасный момент в жизни Хюррем Султан. Болезнь Сулеймана, угрозы Махидевран. Поворотный момент для всей истории османов.

Болезнь Сулеймана. Самый страшный момент в жизни Хюррем Султан. Скриншот ВВ
Болезнь Сулеймана. Самый страшный момент в жизни Хюррем Султан. Скриншот ВВ

В сериале Великолепный Век нам рассказывают не только о сложных взаимоотношениях в семье Султана Сулеймана, но и демонстрируют всю трагичность для членов султанской семьи вопросов престолонаследия. Жуткий закон Фатиха не оставлял героям сериала места для сентиментальности.

В первые годы своего появления в гареме Хюррем Султан боролась за личное счастье. В условиях суровой конкретности из-за многообразия женских особей, а также наличия Махидевран, все помыслы Хасеки были о том, чтобы не допустить увлечение Сулеймана другой женщиной. Попутно шли разборки с Ибрагимом и Валиде за влияние и место в сердце Повелителя. Оппоненты иногда перегибали палку и переводили все в плоскость борьбы за власть, но основные баталии шли именно за эмоциональный компонент - кто милее всех на свете Султану.

Казалось бы, Хюррем одержала победу: она разогнала конкуренток, стала законной супругой и родила пятерых детей. Можно отдохнуть и почивать на лаврах.

Как оказалось, расслабляется Хюррем было рано. Пока она вела свой крестовый поход за оккупацию сердца Повелителя, незаметно пролетели года и первенец Султана из мальчишки превратился в мужчину. Если раньше Хюррем видела в Мустафе лишь нежеланного для себя пасынка, а основной проблемой ей казалась Махидевран, то повзрослевший Мустафа и его эмоциональные закидоны на тему «я самый главный, я самый важный», заставили Хюррем призадуматься.

Не успела она в полной мере развернуть операцию по ограничению жизнедеятельности Шехзаде, как пришла беда откуда не ждали. У Сулеймана случился удар. Клиническая смерть. «Султан дышит, но неизвестно когда он придет в себя», —озвучивает вердикт эскулап. Время во дворце замерло.

Сулейман прикован к постели и не приходит в сознание. Болезнь родного человека – это всегда горе. Болезнь Повелителя – это трагедия в масштабах государства.

Валиде демонстрирует настоящую стойкость и достоинство. Несмотря на колоссальное горе она находит в себе силы поддерживать и семью и Хюррем (которая по идее давно уже тоже семья, но только не в глазах Валиде. Но общее горе их действительно сблизило). Валиде первой заводит разговор с Ибрагимом о том, как обстоят дела в государстве и что будет в случае смерти Султана. «В этом случае Мустафа мирно и без помех взойдет на трон», — с грустью, но твердо отвечает Ибрагим.

Пока Сулейман блуждает в зазеркалье, в его доме события набирают обороты.

Гарем скорбит, все переживают. Ну, почти все. Махидевран пролив очередной поток слез, очень быстро утешилась и тут же попыталась замутить переворот.

В сериале не прошло и пары дней с комы Повелителя. Она даже платье не переодела. А все – революционер созрел и готов к подвигам!

Надев на голову воображаемую корону, Махидевран понеслась подготавливать почву для узурпации власти. Она так много лет этого ждала. Так ждала, что не хватило, как всегда, ума еще немного потерпеть, язык своей попридержать и не подставлять себя на ровном месте. Но, Султанша не смогла удержаться от исполнения любимого ча-ча-ча на граблях.

Первым делом она науськивает сына, что хорошо бы подготовится к радостному событию – взять власть в свои руки. «Мустафа, ждать больше нельзя. Надо действовать как можно быстрее. Та, что принесла нам столько горя, должна заплатить. Никого, никого не жалеть. Хюррем и ее Шехзаде должны страдать!». Мустафа в шоке от такой метаморфозы милой матушки. Он пытается до нее достучаться - Повелитель жив вообще-то, дышит. Он и пары дней не отдохнул еще в коме. О какой готовности вы мне тут пытаетесь говорить? Мама его не слышит и делает один верный вывод – Мустафа братьев вот прям сейчас устранять не будет, им с Гюльшах надо будет организовать это самостоятельно.

«Гюльшах, будь внимательна. Шехзаде так любит братьев, что понадобится наша помощь. Он должен быть единственным наследником престола. Хюррем, как и Валиде Султан, теряют свое влияние.Наступает моя эпоха. Я стану Валиде Султан. Я буду управлять гаремом». Эту пламенную речь очень вовремя слышит Валиде Султан. Она понимает, что от греха надо припрятать детей Хюррем, чтобы Махидевран до них не добралась. Наконец-то у Валиде появился шанс увидеть истинное лицо Махидевран.

Султанша искренне верит, что вот оно – ее звездный час. Она настолько распоясалась, что позволяет себе ударить Айбиге, предъявляя ей претензии в потенциальной измене сыну. Еще раз – рабыня Махидевран настолько попутала берега, что позволяет себе ударить принцессу Айбиге.

И «вишенкой на торте» выглядит ее разговор с Ибрагимом. Она действительно верит, что что-то решает и обладает какой-то властью. Это нелепо и даже неловко наблюдать. Единственно чем она обладает — это статусом мамы Мустафы и поэтому ее не посылают нафиг окружающие делают вид что прислушиваются к ее мнению. Но она настолько забывается, что на аргумент Ибрагима, что вообще-то Повелитель жив и давайте вы не будете себе усложнять жизнь подобными разговорами, отвечает, что «и какая в этом радость?! Думай и действуй Ибрагим».

- Мы знаем, Мустафа должен вскоре взойти на трон. Я хочу, чтобы ты оставался подле моего сына. (как это мило, Махидевран о себе уже говорит в третьем лице) - Об этом пока рано говорить, Госпожа. Больше не пытайтесь даже касаться этой темы. – пытается, как всегда, остановить неуместный словесный поток Махидевран Ибрагим. - Что такое? У тебя появились другие мечты? (опять глупо ведет себя Махидевран и демонстрирует что плохо разбирается в людях. Какие мечты? По ее логике Ибрагим должен мечтать, чтобы Мустафа был у власти и это и есть его мечты? Зачем? Ибрагим при Сулеймане Великий Визирь! Ближайший человек, друг, муж обожаемой сестры Правителя. И между ними еще «ни одна кошка не пробежала». На что Махидевран надеется, произнося такие речи?) – Мечты? Я желаю, чтобы Повелитель скорее поправился. (Абсолютно верю Ибрагиму. Он как никто мечтал, чтобы Сулейман очнулся иначе ему пришлось бы принимать страшные решения и как Великому Визирю и как другу Повелителя) - И какой нам от этого прок? (и в этом вся Махидевран. Вот ее истинное отношение к Повелителю. Ей хочется, чтобы Султан отправился к праотцам. И эта та же женщина, что совсем недавно лила при всех крокодильи слезы из-за болезни Сулеймана. Самая двуличная героиня сериала).

Пока Махидевран примеряла на себя статус Валиде, Хюррем находилось в сумраке. Не успела она прийти в себя после болезни Джихангира, как ее настиг новый удар – болезнь Повелителя. Хюррем совсем поплыла. Все ее мысли были только о том, чтобы любимый выжил. Она ушла в свое горе так глубоко, что даже не уловила опасные веяния вокруг. Только верный Гюль Ага смог до нее достучаться. Объяснить, что дела-то плохи. Не время раскисать. Надо спасать шехзадят.

Об этом же ей говорит и Хатидже увозя детей в свой дворец.

Хюррем разговаривает с Ибрагимом о будущем. И тот ей прямолинейно отвечает – что он помнит о слове, данном Повелителю. Он позаботится о Хюррем. На вопрос о детях он многозначительно трагично молчит.

Это конец. Хюррем понимает, что она совсем одна. Ее детей могут умертвить. Остается только молится Аллаху. Единственно что она в силах сделать, так это достать яд, чтобы в случае смерти Повелителя самой решить свою судьбу и детей, не отдаваясь в руки палачей.

На счастье семьи и подданных, Повелитель пришел в себя. Он очнулся и выздоровел.

Думаю, ни до, ни после Хюррем не чувствовала себя такой страшно уязвимой. В этой ситуации она не могла сделать ничего. Она никак не могла повлиять на события. У нее не было НИКАКОЙ поддержки. В случае смерти Сулеймана ее дети были обречены.

То же самое касается и Махидевран. Она не влияла на ситуацию. Если бы Повелитель умер, Мустафа как единственный взрослый на этот момент наследник, которого поддерживает Великий Визирь, беспрепятственно взошел бы на престол. Никто не смог бы этому помешать. Вместо того чтобы сидеть и ждать (пусть и молясь о скором конце Султана, но только тихо, про себя, так чтобы никто не слышал) эта женщина на пустом месте сама создала себе проблемы. Все окружение выпало в осадок от ее наглости и глупости: Мустафа, Ибрагим, Валиде.

Единственный кто объективно в подобной ситуации обладал властью и мог влиять на будущее Империи, а значит на жизнь Шехзаде и всех подданных – это Великий Визирь. От его поддержки зависело кто станет следующим Султаном.

На Бога надейся, а сам не плошай. Хюррем запомнила этот страшный урок на всю жизнь. Молится Аллаху дело полезное, но без поддержки Великого Визиря ее дети обречены на смерть. А значит нужно перенаправить усилия с гаремных разборок на действительно важные вещи. Действовать по-другому. Именно с этого момента у нее все расставляется по полочкам. Управление гаремом почетно и важно, но, по сути, оно нужно только для того, чтобы иметь политический вес в глазах Пашей и Совета Дивана.

Ибрагим – обречен. Он теперь не просто соперник, который угрожает и раздражает лично ее. Он прямая угроза жизни детей. А значит от него необходимо избавиться. Ей нужен свой Великий Визирь и свои люди в Совете Дивана. Это необходимо не только чтобы влиять на Повелителя (она и сама с этой ролью отлично справлялась), они необходимы чтобы в случае болезни/смети Повелителя были на ее стороне.

Серый Кардинал Хюррем Султан начала свой политический путь именно с момента пробуждения Сулеймана после болезни. И она построила блестящую карьеру на данном поприще.

P.S. «Король умер, да здравствует король». В любом государстве смерть одного правителя вызывает стресс и потрясения. Чтобы избежать бунтов и междоусобиц важна преемственность власти. Что в средневековой Европе, что в царской России порядок наследования был более-менее прозрачен: правитель умер, на смену ему на трон вступает старший сын – да здравствует новый король. Младшие братья получают титулы и земельные наделы и служат в своих провинциях укрепляя власть государства. Все живы здоровы. Трагедия разворачивалась если отсутствовали прямые наследники. Тогда начиналась борьба за власть/ смутные времена, а это огромная беда для страны. Поэтому для любого правителя, вне зависимости от географии, крайне важно было иметь наследников.

Я сознательно огрубляю, описывая схему наследования, не заостряя внимания на качестве наследников, междоусобицах и дворцовых переворотах, так как это темы для отдельных статей.

Османское государство 16 в. взяло на вооружение только первую часть плана – иметь как можно больше наследников на случай «а вдруг». Далее османы запускали игру в кальмара выживает сильнейший: трон наследовал НЕ старший наследник, а тот, кто первым успевал до казны доскакать, кого поддерживал Великий Визирь и кому янычары присягали на верность. Все. У кого деньги, поддержка Совета и армия, тот становился новым Султаном. И по закону Фатиха убивал всех остальных наследников. Простая незамутненная логика «нет братьев - нет проблем».

Поэтому, в сериале «А» -странно выглядят притязания Мустафы и всего его окружения, что трон достанется ему, а любые поползновения на поспорить — это есть ересь и богохульство. Б – санджак Маниса был настолько важен именно из-за его расположения. Он был наиболее близок к столице. С – поддержка янычар была невероятно важна. Заигрывание Мустафы с этой силой впоследствии не раз бередило душу Повелителя и бросало тень на Шехзаде. Султан опасался измены Мустафы.

Наследники Османской Империи. Скриншот ВВ
Наследники Османской Империи. Скриншот ВВ

Спасибо!