Привет друзья, вы, наверно, слышали о компании BBK, которая выпускает технику в разных направлениях, например: аудио и видеотехника, возможно у вас был DVD плеер этой фирмы или телевизор. Но знаете ли вы, что многие компании китайских смартфонов, такие как OnePlus, Realme, Oppo, Vivo и Iqoo, принадлежат именно компании BBK Electronics? Или знаете вы такого предпринимателя как Дуань Юнпин? Всего скорее вы даже не слышали это имя, потому что в отличие от других крупных бизнесменов, таких как Илон Маск или Стив Джобс, информации о нём в интернете очень мало. Даже не смотря на то, что он создал крупнейшую империю мобильных брендов и является одним из крупнейших акционеров Apple. Информация о нём взята из старых интервью, большинство из которых на китайском языке, все они записаны более 10 лет назад.
Давайте теперь разберемся как один не публичный и не известный человек создал империю.
Дуань Юнпин родился 10 марта 1961 года в городе Наньчан провинции Цзянси в Китае. В 80-ых получил первое высшее образование в Чжэцзянском университете по специальности «Радиоинженер», а затем изучал экономику в Китайском народном университете в Пекине.
Почти сразу после окончания университета в 1989 года, Мистер Дуань стал управляющим завода небольшой электронной компании Subor, которая находилась на грани банкротства, в южном городе Китая Чжуншань. Количество сотрудников было всего 20 человек, включая его самого. Свободных денег было всего лишь 3000 юаней, при этом был долг в 2 миллиона юаней.
Мистер Дуань начал свою карьеру с копии японской консоли Nintendo. В Китае даже есть такое выражение «Shan zhai(Шаньчжай)» - подделка, копия.
В то время как японская компания Nintendo била рекорды по продажам за границей, в Китае её было невозможно купить, цена была слишком высокой 1500 юаней, кроме того в Японии был другой формат аналогового цветного телевидения в отличие от Китая. Поэтому завозились европейские версии Nintendo, которые работали в Китае. А клоны Micro Genius, которые завозились из Тайваня, стоили 800 юаней, что было так же дорого.
Поэтому Мистер Дуань принял решение объединиться с производителем чипов MediaTek, чтобы сделать копию для местного рынка. MediaTek, который когда-то был известен как король подделок, переделал чип Nintendo и вместе с Дуань, они создали игровую консоль «Xiao ba wang(сяо ба ванг)». По дизайну это была полная копия Фамиком от Нинтендо, только цена была меньше 500 юаней. Игровая приставка практически сразу стала популярной по всей стране.
Кроме того, что приставка была хорошей копией оригинала, гениальность Дуаня заключалась в том, как он стал продвигать продукт дальше. Первое, что он сделал после создания самой консоли, он добавил к ней клавиатуру, создал специальное программное обеспечение и назвал всё это «обучающей машиной». Этот шаг сделал эту модель популярной среди родителей, которым важно образование, так и для их сообразительных детей, которые понимали, что могут играть в игры. Теперь дети могли убедить родителей купить эту «обучающую машину», чтобы лучше учиться в школе и развиваться.
Второй шаг, который был сделан – компания наняла Джеки Чана и провела серию рекламных роликов по всей стране, в которых использовала слоган «желаю вашему ребенку вырасти и стать драконом», что являлось идиомой «успех через образование». Последние два иероглифа этого высказывания являются китайским именем Джеки Чана. Это была умная игра слов, и реклама имела огромный успех.
У мистера Дуаня было отличное чувство маркетинга, его стратегия с привлечением самых популярных знаменитостей, в сочетании с запоминающимися лозунгами, будет применяться до конца его карьеры.
Он так же был очень щедр с людьми, с которыми работал. Он относился к деловым партнерам хорошо, часто предоставлял им кредиты и продления, если у них были проблемы. В то время как его конкуренты, выжимали из поставщиков всё до последнего.
Известны истории, когда у компании была высокая прибыль, Дуань выдавал работникам бонусы таких размеров, что они могли позволить себе купить квартиру или машину.
Так же мистер Дуань создал стратегию успеха из 10-ти шагов: первое, ты делаешь хороший продукт, чтобы многие захотели его купить. А со второго по девятый шаг – это маркетинг, маркетинг и ещё раз маркетинг. На переполненных рынках нельзя недооценивать, насколько важен хороший маркетинг, чтобы выделиться. И в качестве последнего шага – это честность и великодушие по отношении к людям, с которыми ты работаешь.
Но была проблема: Дуань хотел отделить консоли в отдельный бренд и получить хорошую долю за то, что он вытащил компанию из банкротства. Соответственно руководству эта идея не понравилась, плюсом к этому, остальных управляющих не устраивала такая щедрая раздача материальных бонусов работникам за успехи компании, поэтому они не смогли найти компромисс.
В итоге Дуань Юнпин уволился в 1995 году и основал свою компанию под названием BBK, которую можно расшифровать как (БуБуГао) и перевести как «постепенно расти» или «шаг за шагом всё выше и выше». Он взял с собой только шестерых сотрудников и всё, что осталось от его собственных денег. Дальше за ним последовали почти все поставщики и дистрибьютеры, потому что раньше он относился ко всем хорошо. Они помогли ему построить свой бизнес именно так, как он хотел, поэтому компания сразу получила хорошие инвестиции. Одним из главных решений основателя было снижение доли собственных акций до 17%, остальная часть была распределена между работниками. Это позволило усилить их вовлеченность в общую деятельность.
В 1998 году Дуань познакомился с Лю Синь, спустя два месяца они поженились. В то время Лю Синь работала главным репортером в ежедневной газете The Palm Beach Post. Дуань Юнпин пообещал своей жене: «После того, как я выведу BBK на новый уровень, я перееду к тебе в Америку».
Первой категорией продуктов выпущенной BBK, были проигрыватели VCD, дальше работа пошла над маркетингом, очень много маркетинга. Будучи стартапом, BBK наняли Джет ЛИ, на тот момент он был одним из самых узнаваемых актеров страны, компания запустила с ним серию рекламных роликов, в том числе полнометражное музыкальное видео с революционными песнями, эти песни пели даже в караоке, просто для развлечения. Настолько сильно они были популярны на тот момент в Китае.
Мистер Дуань не стал ограничиваться звёздами Китая и в этот раз он подписал контракт с Арнольдом Шварцнеггером, находящимся в тот момент на пике своей карьеры. Это ещё раз доказывает, насколько важна сила маркетинга для Дуаня.
Компания BBK стала невероятно успешной. Она обошла сотни конкурентов и доминировала на рынках VCD и DVD в Китае. Кроме этого направления они снова начали выпускать обучающие машины, а так же телефоны. Поэтому быстро решили, что было бы разумнее разделить эти три направления на отдельные бренды. Обучающие машины остались BBK, для аудио и видео продуктов был создан бренд OPPO, а для телефонов - Vivo. Генеральными директорами этих фирм стали люди, как раз из той шестёрки, которые вместе ушли с Дуанем из Subor.
Когда все три бренда стали под контролем его учеников, мистер Дуань в возрасте 39 лет, неожиданно ушёл из бизнеса электроники. Он переехал в Калифорнию и сосредоточился на инвестировании своего капитала в акции, в чём он так же оказался хорош. Например: Дуань Юнпин вложил крупную сумму в китайскую компанию NetEase, после обвала индекса Nasdaq. В течение двух лет акции восстановились и выросли, что дало доход в несколько десятков раз. В середине 2006 года Дуань выиграл аукцион и получил возможность разделить бизнес-ланч с инвестором-миллиардером Уорреном Баффетом. За эту возможность мистер Дуань заплатил 620 тысяч долларов, благодаря этому, он получил прозвище «Китайский Баффет». Как и многие миллиардеры, мистер Дуань участвует в благотворительных мероприятиях от своего семейного фонда Enlight Foundation, который в основном отвечает за пожертвования в области образования. В 2000 году Дуань Юнпин был включен журналом AsiaWeek в двадцатку самых влиятельных людей Азии.
Изначально все три бренда Oppo, BBK и Vivo имели чёткое разделение, потому что производили разные продукты, но со временем стало всё меняться. Первым исчез бренд BBK, потому что «обучающие машины» перестали пользоваться популярностью. Затем проигрыватели VCD вышли из моды, и компании OPPO пришлось переключиться на выпуск MP-3 плееров, которые к тому времени набирали популярность. К сожалению, в скором времени MP-3 плееры, стали заменять телефоны. OPPO больше ничего не оставалось, как выпускать телефоны, тем самым создав прямую конкуренцию VIVO.
Как и BBK эти два бренда вложили очень большие суммы в маркетинг, особенно уделяли внимание привлечению знаменитостей. Например: первый смартфон OPPO был продан в Китае, благодаря Леонардо Ди Каприо. Почти на каждой презентации нового продукта присутствовала крупная звезда из той или иной индустрии.
Стратегия этих двух брендов по выпуску смартфонов была очень надежной: вместо того, чтобы гнаться за передовыми технологиями и выпускать множество разных устройств и смартфонов (как это обычно делает Xiaomi или Samsung) компании Oppo и Vivo долгое время выпускали только телефоны, хотя они могли позволить себе делать дополнительную продукцию в виде разнообразных гаджетов. Так же они намного медленнее внедряют рискованные технологии, например, как складные телефоны у Samsung.
Конечно, такой подход OPPO и Vivo расстраивает поклонников этих брендов, но это не значит, что компании не хотят развиваться, просто они придерживаются одного из самых известных высказываний мистера Дуаня, что можно перевести как «осмельтесь сначала быть последним, но потом взять инициативу на себя». Так же он сказал, что его компании должны позволить другим пробовать рискованные эксперименты, а они в это время будут терпеливо ждать, до тех пор, пока не будут уверены, что их продукты будут успешны.
В дальнейшем у компании BBK Electronics появилось ещё три бренда смартфонов: OnePlus – который позиционировал себя как премиум сегмент, Realme – как бюджетная линейка смартфонов (видео про эту компанию есть на канале, можете перейти по подсказке в правом верхнем углу или по ссылке в описании) И третья фирма IQOO – фирма ориентирована на производительность и на игры. Все эти бренды нацелены на разную целевую аудиторию.
Название BBK в переводе «подниматься шаг за шагом» очень хорошо отражает этот медленный и целенаправленный подход. Этот подход позволяет избежать больших рискованных скачков, и хотя это достаточно скучно, зато это гарантирует, что компания почти никогда не выпускает провальных продуктов.
Подразделения BBK смогли обойти Apple на локальном рынке и рынке развивающихся стран, но не достигли больших успехов на рынках Америки и Европы. Как говорил сам Юнпин «ББК находится на разном уровне с Apple – американская корпорация, обладает очень сильной внутренней культурой и концентрацией на производимых продуктах».
Большую часть своей жизни Дуань Юнпин оставался вне поля зрения общественности, но для многих китайских инвесторов он был и есть источником вдохновения и примером для подражания.
Друзья, пользовались ли вы продукцией BBK? И что вы можете о ней сказать, будет интересно узнать ваше мнение в комментариях. А у меня на сегодня всё, оценивайте статью, если она вам понравилась. Спасибо, что дочитали до конца, надеюсь вам было интересно, всем пока.