Владелица Графской Славянки могла себе многое позволить. Например, когда император Николай Павлович настоятельно порекомендовал графине продать ее знаменитое имение Графскую Славянку, она, говорят, выдала:
«Ездили не в Славянку, а к графине Самойловой, и где бы она ни была, будут продолжать к ней ездить».
Правда, предложение, от которого невозможно отказаться, заключалось в том, что имение продавалось императору, а самой Самойловой намекнули, что со своей вольготностью она может отправляться в Италию, где до этого провела много лет. Вот и возвращайтесь туда графиня. Холодный воздух Петербурга и окрестностей не располагает к вольнодумству. Ни тогда, ни сейчас.
А кто это вообще такая – графиня Самойлова? Откуда она и какого рода?
Поверьте, Юлия Павловна была из какого надо рода. Во-первых, ее маменька Мария Скавронская была из рода Скавронских – потомков брата Екатерины I. А бабушка Юлии Павловны была урожденной Энгельгардт – то есть родственница Григория Потемкина. И наконец, девичья фамилия Юлии Павловны была Пален. А это значит, что она – внучка того самого генерала Палена, который возглавлял заговор против Павла I. В общем, исключительно «скромная» семья по всем родословным линиям, куда не повернуть.
Но главным образом Юлия Павловна осталась в истории и мировой культуре не потому что она была вся такая знатная. Или потому что они так славно высекали искры в семейных отношениях с супругом Николаем Самойловым. Да, там тоже было много всего интересного. Потому что граф Самойлов, прямо скажем, был совсем не образец пристойного поведения в браке. Да и вообще, как это нередко бывало – любил одну, а женился на богатой невесте.
Впрочем, богатая невеста, посмотрев на ненаглядного и его кутежи, буквально через пару лет решила жить отдельно. И надо сказать, кутила и мот Николай Самойлов поступил со своей женой как настоящий джентльмен – вернул ей все приданое до копейки и они, высекая друг из друга искры, пока жили под одной крышей, остались отличными друзьями, как только приняли радикальное решение жить раздельно.
И самое главное во всей этой раздельной жизни, что Юлия Самойлова уехала в Италию и там встретила Карла Брюллова. И эта встреча привела к созданию той самой «Всадницы», которая по моему глубокому убеждению является одной из самых лучших картин, которые выставлены в Третьяковской галереи и, конечно же, «Последнего дня Помпеи». На этой картине, по мнению искусствоведов графиня нарисована один раз совершенно точно, а вообще, скорее всего, с нее нарисовано не менее трех персонажей.
В общем, стала музой великого художника. Само собой, ничем более серьезным это завершиться не могло. Брюллов даже женился на другой женщине, когда работал в России. Вот только всей этой женитьбы хватило на два месяца, после чего они развелись. И Брюллова не остановило то, что это приведет к скандалу и опале. Впрочем, уже на венчании на этой свадьбе все пошло не так:
«… Брюллов в продолжение венчания стоял, глубоко задумавшись, и ни разу не взглянул на невесту; лишь изредка он поднимал голову и неприлично торопил пастора с окончанием обряда…»
Но зато художник снова вернулся к ней, к «… богине своего сердца…» в Италию, еще на несколько лет. Пока не случилось приглашение расписать плафон большого купола Исаакиевского собора.
А что же Юлия Павловна?
А Юлия Павловна в Россию не вернулась. Более того, вышла замуж за певца, из-за чего даже потеряла графский титул. Но кто знает, если бы не их встреча в Италии и прогулки по развалинам и раскопкам Помпеи – случились ли великие работы знаменитого художника. Те, которые мы знаем и больше всего любим. Ведь так уж получилось, что долгие годы именно графиня Самойлова была его музой, натурщицей и, наверное, самым дорогим человеком.
----------
Пожалуйста, не ленитесь, ставьте лайки :) Они очень помогают развитию канала. Не говоря уж о подписке :) Тем более, что увидеть в ленте мои статьи, а соответственно, и читать их вы гарантированно сможете, только подписавшись на канал.