В Британском музее есть один необычный экспонат. Посмотришь - и становится даже немного жалко, что родился в каком-то там варварском XX веке, а не в цивилизованном XIII до нашей эры.
Это древнеегипетский "остракон" - осколок известняка, который использовали для письма. Папирус стоил довольно дорого, и тратить его на "технические" записи вроде хозяйственной отчётности, расписок или домашних заданий в школе было не всегда рационально.
Этот остракон как раз хозяйственный - примерно в 1250 году до н.э. (при Фараоне Рамзесе II) древнеегипетский работодатель фиксировал посещаемость своих работников и записывал причины их отсутствия на рабочем месте*.
Самая частая и предсказуемая причина, конечно, - болезнь. Но встречаются и гораздо более интересные.
Например, работники регулярно отсутствовали в связи с "кровотечением у жены", а некоторые - из-за аналогичного происшествия с дочерью. Очевидно, что речь не о носовом кровотечении - использован символ, обозначавший именно регулы. Египтологи предполагают, что глава семьи мог брать подобные отгулы, если жена или незамужняя дочь очень страдали в "эти дни" и не могли выполнять домашнюю работу**.
Систематически не являлись на работу и по гораздо более приятной причине - пиво. На остраконе так и записано - "варил пиво". Иной раз и по два дня подряд. А всё потому, что пиво египтяне очень уважали. Его использовали в религиозных церемониях, приносили в жертву богам - и, разумеется, пили просто так. Кто победнее - употребляли простую ячменную брагу, а богачи изгалялись с добавлением трав, фиников и дорогущего мёда. Делали даже практически безалкогольную вариацию, вроде современного кваса - для детей. В общем, пиво было настолько культовым, что его приготовление было уважительной причиной пропустить рабочий день. Правда, про распитие этого самого пива в остраконе не упоминается... 😉
А несколько раз попадаются грустные, но колоритные поводы неявки - "бальзамировал брата", "оборачивал в ткань тело матери". И неудивительно - процесс "создания мумии" был сложным и долгим (занимал около 70 дней). Конечно, простых работяг и их родственников мумифицировали с куда меньшими заморочками, чем аристократов, но всё же. Например, "оборачивание в ткань" заключалось не просто в тщательной бинтовке тела - между слоями ткани прятали амулеты, кусочки папируса с заклинаниями и всякие нужные покойному мелочи.
А беднягу Себа однажды ужалил скорпион, так что он не смог прийти на работу. Это тоже аккуратно записано в остраконе***.
Такие дела. А у нас что? Попробуй отпросись с работы в связи с острой необходимостью сварить немного пива... Грубый век, грубые нравы, романтизьму нет. Не дают человеку спокойно жить 😁
ПРИМЕЧАНИЯ:
* На первый взгляд текст на остраконе не очень-то похож на древнеегипетское письмо. Где знаменитые иероглифы, как в гробницах фараонов? Однако это действительно одна из разновидностей древнеегипетской письменности - так называемое иератическое письмо, ранняя форма скорописи.
** У Пола Фрэндсена есть целая научная статья по этому поводу, см.: Frandsen, Paul John. “The Menstrual ‘Taboo’ in Ancient Egypt.” Journal of Near Eastern Studies, vol. 66, no. 2, 2007, pp. 81–106
*** Ознакомиться с детальной информацией об остраконе и полным переводом его текста можно на официальном сайте Британского музея: https://www.britishmuseum.org/collection/object/Y_EA5634
ИСТОЧНИКИ:
Frandsen, Paul John. “The Menstrual ‘Taboo’ in Ancient Egypt.” Journal of Near Eastern Studies, vol. 66, no. 2, 2007, pp. 81–106
Morkot, R., Peltenburg, E. J., White, R., Tait, J., Henderson, J., Quirke, S., Serpico, M. (2000). Ancient Egyptian Materials and Technology. - UK, Cambridge University Press
Hopping, Lorraine Jean. Inside Out Egyptian Mummy: Unwrap an Egyptian Mummy Layer by Layer!. Соединенные Штаты Америки, becker&mayer! kids, 2017