Найти в Дзене
O K

Валаамский Воскресенский скит

Валаамский Воскресенский скит расположен на высоком берегу Большой Никоновской бухты, на горе, где, по монастырскому преданию, был установлен каменный крест учениками апостола Андрея Первозванного. Это предание основывается на "Повести временных лет", в которую в 1116 году Владимир Мономах приказал игумену Выдубицкого монастыря Сильвестру внести русскую версию апостольской миссии Андрея Первозванного. С того времени во все последующие летописные списки включались рассказы о посещении Андреем Первозванным русской земли, о его путешествии из Крыма в Рим через Ладогу, о том, как апостол добрался до Валаама и обратил в христианство языческих жрецов. До эпохи Крещения Руси на Валааме было огромное идольское капище, где приносились человеческие жертвы богам Велесу и Перуну. Таким и мог застать древний Валаам апостол Андрей Первозванный. Согласно преданию именно языческие жрецы первые выслушали проповедь апостола и приняли крещение, а после разрушили капища своими собственными руками.
Упомин

Валаамский Воскресенский скит расположен на высоком берегу Большой Никоновской бухты, на горе, где, по монастырскому преданию, был установлен каменный крест учениками апостола Андрея Первозванного. Это предание основывается на "Повести временных лет", в которую в 1116 году Владимир Мономах приказал игумену Выдубицкого монастыря Сильвестру внести русскую версию апостольской миссии Андрея Первозванного. С того времени во все последующие летописные списки включались рассказы о посещении Андреем Первозванным русской земли, о его путешествии из Крыма в Рим через Ладогу, о том, как апостол добрался до Валаама и обратил в христианство языческих жрецов.

До эпохи Крещения Руси на Валааме было огромное идольское капище, где приносились человеческие жертвы богам Велесу и Перуну. Таким и мог застать древний Валаам апостол Андрей Первозванный. Согласно преданию именно языческие жрецы первые выслушали проповедь апостола и приняли крещение, а после разрушили капища своими собственными руками.
Упоминание об апостоле Андрее Первозванном содержится и в "Сказании кратком" о Валаамской обители, которое относится ко второй половине XVI века.

Храм Воскресенского скита
Храм Воскресенского скита

Иноки Валаамской обители всегда почитали апостола Андрея, считали его своим духовным покровителем и веками хранили предание о том, что ученики апостола Андрея Первозванного в знак победы Христианства над язычеством установили здесь крест. На его месте в 1846 году при игумене Дамаскине была построена часовня в честь апостола Андрея Первозванного с большим белым крестом. Видимый за 12 верст, тот крест служил хорошим ориентиром для судов, заходивших в Большую Никоновскую бухту.
Своё название бухта получила в честь отшельника Никона, который жил неподалёку в пещере на горе с 1745 по 1822 год.

А сам Воскресенский скит появился благодаря щедрому вкладу купца, благотворителя и мецената Иннокентия Михайловича Сибирякова, который в 1896 году пожертвовал на строительство скита 10 000 рублей. В том же году Сибиряков постригся в монахи и уехал в Грецию - на Святую гору Афон, в Свято-Андреевский скит для молитвенного служения.
План двухэтажного храма Воскресения Христова составил петербургский архитектор Василий Иванович Баранкеев.
Возведение храма началось в 1901 году с закладки фундамента в диабазовой скале. Строительство велось с огромным трудом, с применением кувалд, пороховых зарядов и взрывных работ. Четыре года ушло на возведение храма, ещё год - на выполнение внутренней отделки.

Верхний храм в честь Воскресения Христова освятил 30 июля 1906 года архиепископ Финляндский и Выборгский, впоследствии патриарх Сергий. Нижний храм был освящён игуменом Пафнутием во имя святого апостола Андрея Первозванного. Устроен нижний храм по подобию кувуклии - пещерного храма Воскресения Христова в Иерусалиме, воздвигнутого над Гробом Господним и приделом Ангела: местом, где сидел на камне, отваленном от двери гроба, Архангел Гавриил.
О том, как устроена кувуклия в Иерусалиме, я рассказывала в статье
"Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря - Русской Палестины". Подмосковная Палестина создавалась по примеру главных иерусалимских святынь в 1656 году при патриархе Никоне. Прочитать об этом можно в моей статье "Заснеженный Новоиерусалимский монастырь".
Воссоздать на Валааме "русский Иерусалим" - сделать остров подобием Святой Обетованной Земли - задумал соратник и преемник игумена Пафнутия - игумен Маврикий, посетивший паломником Святую Землю. На рубеже XIX и XX веков, видимо, Воскресенский скит на Валааме и стали называть "Северным Иерусалимом", а гора, на которой был построен Воскресенский храм, получила название Сион, в честь известной горы в Иерусалиме.

Сравнение Воскресенского скита с "Северным Иерусалимом" встречается, в частности, в опубликованной в 1913 году брошюре Валаамского монастыря "Воскресенский скит". В тексте дореволюционного издания детально описывается и архитектура храма Воскресения Христова: "Наружный вид храма величественный и в архитектурном отношении заключает в себя смесь Русского стиля с Византийским. Длина его 18-ть сажень; ширина - 4 сажени с половинкою; высота с крестом - 11 сажень".
Кроме храма в начале XX века на территории Воскресенского скита были построены три братских корпуса. Все постройки скита были выполнены в одном стиле из красного кирпича. В центре двора в скале был пробит 6-метровый колодец. Его украсили небольшим шатром с главкой, увенчанной крестом, как у часовни. Территория Воскресенского скита была окружена кирпичной оградой с западными и восточными воротами. Рядом со скитом был разбит фруктовый сад.
После революции и перехода Валаамского архипелага в состав Финляндии на территории Воскресенского скита размещалась монастырская школа для детей. После эвакуации монастыря и возвращения Валаама СССР здесь был организован филиал дома инвалидов. В шестидесятых годах прошлого века в Воскресенском скиту была открыта летняя база отдыха, в нижнем храме была устроена прачечная, а в верхнем - танцевальный зал.
Позже база отдыха была закрыта, а в 1986 году Валаамский государственный музей-заповедник приступил к первоочередным ремонтно-реставрационным работам в скитских зданиях.

Духовное возрождение Воскресенского скита началось после "второго прихода" святого апостола Андрея Первозванного на Валаамский архипелаг. 4 июня 2003 года на Валаам прибыл ковчег с мощами апостола Андрея Первозванного. После прибытия корабля в Никоновскую бухту Валаамского архипелага святые мощи были встречены паломниками, духовником обители с братией и работниками монастыря. С крестным ходом ковчег с мощами святого Апостола был перенесён в нижний храм церкви Воскресенского скита, в котором тогда был отслужен молебен с особыми прошениями о восстановлении этого храма. А вскоре - через несколько недель после двухдневного пребывания мощей на Валааме начались работы по полному восстановлению Воскресенского храма. Финансовые заботы по его реставрации взяли на себя благотворители монастыря, в частности, Уральская горно-металлургическая компания.

После двухлетней реставрации золочёный купол храма Воскресенского скита вновь засиял над Большой Никоновской бухтой.
Возрожденный и отреставрированный нижний храм апостола Андрея Первозванного был освящён 18 июня 2005 года патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Интерьеры верхнего храма были воссозданы после внешней реставрации и восстановления убранства нижнего храма.

Верхний храм во имя Воскресения Христова, по замыслу создателей, был построен по контрасту с нижним. В публикации 1913 года интерьер верхнего храма описывается так: "Вас поражает здесь обилие света. Хорошо выбеленные стены и своды, резной позолоченный по белому фону массивный иконостас, и большие полуциркульные окна, всё это в совокупности, и без особой роскоши, придаёт храму стройность и необыкновенную светлость".
Почти все иконы для оригинального иконостаса были написаны местными валаамскими иноками. Но был среди икон один редкий образец - ныне утерянный, прежде особо почитаемый список с чудотворной Иерусалимской иконы Божией Матери, подаренный московскими меценатами в благодарность за устройство подворья в Москве.
Оригинал мраморного иконостаса верхнего храма был, по одним данным, вывезен финнами в Финляндию, по другим - просто утерян.

Убранство верхнего храма
Убранство верхнего храма

После реставрации интерьеров верхнего храма светлый фон его убранства с новым позолоченным иконостасом под белыми сводами и сейчас поражает обилием света и соответствует светлому празднику Воскресения Христова.
Новый уникальный фаянсовый иконостас верхнего храма, украшенный благородной позолотой, был изготовлен мастерами из Екатеринбурга.

Вход в нижний храм Воскресенского скита
Вход в нижний храм Воскресенского скита

Нижний храм подобен пещере храма Гроба Господня и выстроен словно в гроте скалы. Такое ощущение складывается ещё и потому, что нижний храм буквально вырублен в скальном основании. Так что этот храм действительно находится в пещере, но не в природной, а в рукотворной.

Вход в нижний храм Воскресенского скита
Вход в нижний храм Воскресенского скита

В отличие от наполненных светом интерьеров верхнего храма, убранство нижнего храма подобно убранству храма Гроба Господня, скрытого таинственным полумраком. Пещера освещается только лампадами, а свет в нижнюю церковь под сводами проникает через 6 маленьких окон.

В нижнем храме Воскресенского скита
В нижнем храме Воскресенского скита

В центральной части нижнего храма, где традиционно располагается Алтарь, скрытый за царскими вратами, находится кувуклия, в которой хранится частица Гроба Господня, привезённая из Иерусалима. Справа располагается небольшой мраморный иконостас. Слева - камень Помазания, напоминающий почитаемый камень в храме Гроба Господня в Иерусалиме.
Всё утраченное в XX веке убранство храма воссоздано во время реставрации в 2003 - 2005 годах.

Двухэтажный братский корпус
Двухэтажный братский корпус

При возрождении Воскресенского скита в начале этого века был отреставрирован не только храм, но и все его хозяйственные постройки, и самый большой двухэтажный братский корпус с мансардами, построенный в начале XX века из красного кирпича на гранитном цоколе. Изначально в этом корпусе на первом этаже находились хозяйственные службы, кухня и трапезная, а на втором этаже и в мансардах размещались иноческие кельи. Сейчас жилые и хозяйственные помещения Воскресенского скита занимает паломническая служба, в ведении которой - экскурсионное обслуживание туристов и паломников. Я упоминала об этом в своей предыдущей статье "Валаамский Спасо-Преображенский монастырь".
Мы самостоятельно, без экскурсовода, поднялись в Воскресенский скит от пристани круизных теплоходов в Большой Никоновской бухте. У подножия горы стоят информационные щиты с маршрутными указателями. К Воскресенскому скиту ведёт тропинка, протоптанная сто с лишним лет назад. На уступе скалы уже в наше время обустроена смотровая площадка с лавочками для уставших путников. С этой смотровой площадки открывается замечательный вид на живописную Большую Никоновскую бухту.

Мы с этой смотровой площадки снимали круизные корабли у причала, пытаясь рассмотреть с горы "наш" теплоход "Ленин", который стоял тогда в третьем ряду за "Константином Симоновым" и "Мустаем Каримом". На теплоходе "Ленин" мы прибыли в Большую Никоновскую бухту из Санкт-Петербурга, о чём я рассказывала в своей статье "Остров Валаам".
После осмотра Воскресенского скита мы вернулись на борт "Ленина", и продолжили наше путешествие по Ладоге до острова
Коневец, о котором я расскажу в другой своей статье. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.