Новая Морская доктрина России заново определяет цели и задачи морской политики страны в условиях возобновившегося противостояния великих держав. В тексте подчеркивается глобальный характер национальных интересов России как ведущей морской страны, а основными угрозами безопасности РФ назван курс США на доминирование в океане и рост активности НАТО.
Об основных положениях документа, подписанного 31 июля президентом РФ Владимиром Путиным, - в материале «Регионов России».
Новая Морская доктрина России заново определяет цели и задачи морской политики страны в условиях возобновившегося противостояния великих держав. В тексте подчеркивается глобальный характер национальных интересов России как ведущей морской страны, а основными угрозами безопасности РФ назван курс США на доминирование в океане и рост активности НАТО.
Об основных положениях документа, подписанного 31 июля Президентом РФ Владимиром Путиным, — в материале «Регионов России».
Морская доктрина – это стратегический документ по развитию и укреплению морского флота России. Он издаётся, модернизируется и обновляется каждые пять лет. Последний раз это было в 2015 году. В этом году создана новая редакция документа.
ТРИ ЗОНЫ МИРОВОГО ОКЕАНА
По значимости для России районы обеспечения национальных интересов РФ в Мировом океане документ делит на 3 категории. На жизненно важные, важные и другие. В первую группу вошли зоны, которые непосредственно связаны с развитием государства, защитой его суверенитета, территориальной целостности и укреплением обороны, которые критически влияют на социально-экономическое развитие страны. К ним относятся внутренние воды страны, исключительная 200-мильная экономическая зона и шельфовая зона за ее пределами, арктический бассейн, Охотское море и российский сектор на Каспии.
Под важными районами определены те, которые «в значительной степени влияют на экономическое развитие, материальное благосостояние населения и состояние национальной безопасности РФ. Это Азовское и Черное моря, Восточное Средиземноморье, Черноморские, Балтийские и Курильские проливы, районы международных морских коммуникаций, в том числе проходящие вдоль побережий Африки и Азии.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Новая Морская доктрина выделяет основные региональные направления национальной морской политики, в частности в документе обращает на себя внимание порядок их перечисления. На первое место поставлена Арктика, за которой следует Тихий океан, затем Атлантика, Каспий, замыкают список отдаленные от российского побережья Индоокеанское и Антарктическое направления.
Контроль военно-морской деятельности иностранных государств в акватории Северного морского пути, повышение боевого потенциала Северного флота, является одним из приоритетов национальной морской политики РФ на арктическом направлении. Конкретизируется задача по созданию телекоммуникационной инфраструктуры транспортного комплекса Арктики.
Для Азиатско-Тихоокеанского региона заявлено формирование пунктов материально-технического обеспечения ВМФ в государствах АТР, поддержание присутствия в Сирии, развитие пунктов МТО в других странах Средиземноморья, а также расширение военно-морского присутствия России в регионе Персидского залива, включая создание инфраструктуры базирования в Красном море и Индийском океане и сотрудничество со странами региона. На Дальнем Востоке документом предусмотрено развитие судостроительного комплекса, предназначенного, в частности, для строительства современных авианесущих кораблей для ВМФ России.
В Каспийском регионе приоритетом для морской политики РФ является развитие международного военного сотрудничества с ВМС государств. Планируется развитие системы базирования Каспийской флотилии, наращивание их количественно-качественных параметров.
В числе функциональных направлений дополнительно подчеркивается необходимость развития судостроения, включая развитие возможностей строительства крупнотоннажных судов, в том числе авианесущих кораблей. А общими целями национальной морской политики во всех регионах является создание условий для стабильного экономического сотрудничества с другими странами.
ОСНОВНЫЕ РИСКИ ДЛЯ ВОЕННО-МОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РФ
В новой доктрине обозначены основные риски для военно-морской деятельности, среди которых выделены недостаточное развитие российского торгового флота и малое количество судов под флагом России, несоответствие научно-исследовательского флота России стоящим перед ним целям и задачам.
Также в документе отмечается, что одним из основных рисков для морской деятельности РФ является дефицит заграничных пунктов базирования ВМФ России для обеспечения кораблей и судов Военно-морского флота, выполняющих задачи в удаленных районах Мирового океана.
Кроме того, рисками для морской деятельности РФ обозначены внезапно возникающие и труднопрогнозируемые пандемии опасных заболеваний. Как уточняется в доктрине, пандемия коронавируса привела к геополитической неопределенности и глобальному экономическому кризису в мире. Этот кризис, подчеркивается в документе, связан со стремлением ведущих иностранных государств изменить миропорядок, усилить тенденции к свертыванию процессов глобализации, борьбе за лидерство в мире, а также повышению роли национальных экономик и государственного управления, в том числе в сфере морской деятельности.
ВЫЗОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Наряду с национальными интересами новая Морская доктрина уделяет значительное внимание вызовам и угрозам национальной безопасности России. В частности, констатируется ситуация противостояния с США и их союзниками
Согласно документу, к угрозам относится продвижение военной инфраструктуры НАТО к границам России, рост количества учений сил объединения в акваториях морей, прилегающих к территории РФ. Обозначено стремление США и их союзников к ограничению доступа РФ к ресурсам Мирового океана и жизненно важным морским транспортным коммуникациям, стремление США к достижению подавляющего превосходства своих военно-морских сил и повышение боевых возможностей ВМС других государств.
Помимо этого, в качестве угроз перечисляются территориальные претензии к РФ ряда государств относительно некоторых ее приморских и островных территорий и вооруженные конфликты в районах, имеющих особое геополитическое значение для РФ и ее союзников.
В целом констатируется, что развитие страны происходит на фоне существующих и новых угроз, что «в первую очередь связано с геополитическим положением РФ и ее ролью в мировой политике».
«В международных отношениях не снижается роль фактора силы. Ведущие мировые державы, обладающие значительным военно-морским потенциалом и развитой системой базирования, продолжают наращивать свое военно-морское присутствие в геополитически значимых районах Мирового океана, в том числе в акваториях океанов и морей, прилегающих к территории РФ», — заключается в доктрине.
ПЕРЕОРИЕНТАЦИЯ ГРУЗОВ НА ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПОРТЫ
Развитие железнодорожных путей, логистических центров и портовых комплексов для переориентации грузов на отечественные порты является приоритетным для РФ.
В доктрине отражена необходимость создания в Санкт-Петербурге, Калининградской и Ленинградской областях благоприятных условий для развития морского транспорта, строительства конкурентоспособных судов морского, ледокольного и рыбопромыслового флотов как одного из ключевых элементов специализации на этом направлении.
Кроме того, документ содержит пункт о развитии войск и системы базирования Балтийского флота, его способности гарантированно обеспечить защиту национальных интересов РФ в Балтийском море, а также обеспечение транспортной доступности Калининградской области за счет функционирования паромной линии в направлении портов Усть-Луги и Санкт-Петербурга.
Согласно доктрине, также приоритетными являются строительство новых и модернизация действующих мощностей рыбохозяйственного комплекса, в первую очередь обновление рыбопромыслового флота и средств производства рыбоперерабатывающих предприятий.
Развитие отечественной прибрежно-портовой инфраструктуры
Документ предусматривает развитие и обеспечение транспортной доступности Калининграда.
«Обеспечение транспортной доступности Калининградской области за счет функционирования паромной линии в направлении морских портов Усть-Луга и Санкт-Петербурга», — говорится в доктрине.
Помимо этого, она предусматривает увеличение доли судов, плавающих под флагом РФ.
«Приоритетными направлениями развития морского транспорта являются: значительное увеличение доли судов, плавающих под государственным флагом Российской Федерации, в общем количестве судов мирового торгового флота за счет использования различных механизмов, в том числе льготных субсидий, и устранения излишних административных барьеров», — говорится в документе.
Также доктрина предусматривает курс на превращение данного региона в зону мира и стабильности, развитие отношений с государствами региона, направленных на развитие торгово-экономических, военно-технических и культурных связей, развитие туризма.
ГЕОЛОГО-РАЗВЕДОЧНЫЕ РАБОТЫ НА ШЕЛЬФЕ АРКТИКИ И КАСПИЯ
Документ включает в себя намерение России увеличить объем геологоразведочных работ и добычи углеводородных ресурсов на континентальном шельфе, в Арктической зоне и в районе Каспийского моря. Подчеркивается, что в этих сферах необходимо государственное регулирование для обеспечения национальной безопасности России.
Отмечается, что в секторе Каспийского моря должен быть сформирован современный нефтегазодобывающий комплекс с учетом требований экологической безопасности. Для этого России следует привлечь российские компании к геологоразведочным работам. Впоследствии новые месторождения должны быть включены в систему подводных трубопроводов.
Все эти меры должны привести к сохранению и увеличению рабочих мест в сфере морской деятельности на Дальнем Востоке, формированию комфортной среды жизнедеятельности населения приморских районов, сказано в документе.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ В СУДОСТРОЕНИИ
Технологическая независимость в сфере судостроения стала одним из приоритетных направлений в развитии судостроительного комплекса России. Отмечается, что развитие и обеспечение строительства военных кораблей, военно-вспомогательных, транспортных, рыболовных, научно-исследовательских и иных гражданских судов, объектов гражданской морской техники, оснащенных оборудованием отечественного производства, и максимальная локализация судостроения в РФ.
Стоит отметить, что, несмотря на констатацию проблем торгового и научного флота в документе, среди рисков не назван дефицит и состояние корабельного состава ВМФ России, несмотря на то, что в числе вызовов и угроз обозначено стремление США к достижению подавляющего превосходства своих военно-морских сил и рост возможностей ВМС других стран.
Согласно документу, Россия нарастит спутниковую группировку, которая необходима для гидрометеорологического, океанографического и гелиогеофизического обеспечения морской деятельности. Группировки будет включать развертывание высокоэллиптической космической системы для обеспечения гидрометеорологических данных по полярному региону Земли и группировки космических аппаратов, используемых для радиолокационного зондирования Земли, чтобы получать информацию о ледовой обстановке при любой облачности и в темное время суток, в том числе в условиях полярной ночи.
Резюмируя документ, отметим комплексный подход доктрины к морской деятельности РФ. В тексте не раз подчеркивается приоритетность экономических усилий, создающих основу для этой деятельности. При этом отмечается и возможность применения военной силы при необходимости, для защиты интересов страны, в первую очередь – в жизненно важных для интересов России районах Мирового океана Подобная расстановка приоритетов свидетельствует о готовности к устойчивому социально-экономическому развитию Российской Федерации и укреплению ее авторитета на международной арене.