Найти тему
Муки Зву

Старые винилы. Диск 39: Сергей Минаев 1990 г. А ну-ка покажи нам пару новых идей, диск-жокей! Главный диско-русификатор «Modern Talking»

Оглавление

Модный токарь Моня Токин
Получил по морде током.
Станет пусть тебе уроком —
Увлекайся, Моня, роком.

Главный диск-жокей Советского Союза Сергей Минаев и не предполагал, что фирма «Мелодия» выпустит пластинку по мотивам его шедевральной программы «Радио Абракадабра» 1987 г. Пусть и через 4 года и только часть песен, но официально, и как положено, с худсоветом, про который он пел в своем «Рэпе Диск-Жокея».

Листая старые винилы. Диск № 39: Сергей Минаев 1990 г. «Мелодия» LP.
Листая старые винилы. Диск № 39: Сергей Минаев 1990 г. «Мелодия» LP.

Дискотека Сергея Минаева застала меня в армии

DJ Сергей Минаев впервые показал всему Советскому Союзу, кто такой настоящий диджей. Это не только тот, кто составляет и проигрывает модную танц-программу для дискотеки. Но и сам делает оригинальные номера, пишет отличные тексты на вполне литературном русском языке и при этом сам их исполняет с хорошей дикцией в отличие от нынешних гундосых поп-резидентов.

Так как моя служба в армии в 1986-88 гг. пришлась как раз на переломный момент жизни страны в период перестройки, то большинство перемен я застал в строю СА. В том числе и в отечественной поп-музыке.

Обычный КПП, только у нас ворота были откатные, и постоянно ломался движок -- приходилось вручную открывать. Фото из интернета.
Обычный КПП, только у нас ворота были откатные, и постоянно ломался движок -- приходилось вручную открывать. Фото из интернета.

Зимой начала 1988 г. стоял я с нарядом на нашем полковом КПП, защищая офицерский военторг в ДОСе от орд супостатов, т.е. местных жителей Улан-Удэ, рвущихся истратить свои кровные на неприкосновенный запас промтоваров. Там была и мебель. Конечная остановка автобуса «Ст. Дивизионная» была прямо перед шлагбаумом. За проход народ совал в карманы мелкий бакшиш – сигареты, мелкие купюры. За проезд на машине – алый червонец с Лениным.

И вот в один промозглый вечер стою я на посту у ворот КПП, и мимо проходит парень с играющей магнитолой в руках. И под знакомые еще с институтских дискотек мелодии #«Modern Talking» мужской голос на русском языке весело и с издевательскими нотками распевает «Не смотри на меня братец Луи-Луи! Не нужны мне твои поцелуи-луи-луи!»

Я опешивший от такой песенной наглости исполнителя спрашиваю: «Это кто такой поет?» Парень усмехнувшись ответил: «Ты что отсталый? Это ж Минаев! Самая модная щас дискотека!» В голове моей прокрутилась неожиданная мысль «А что так можно было!?» Взять готовую песню и полностью ее перелопатить на русский язык, даже сохранив звукоряд английской речи, перенеся его на максимально близкие по произношению русские слова. Это было неожиданно и здорово!

Радио «Абракадабра»

В паузах между песнями не было пауз – нон-стоп шуток и юморной болтовни диджея. И музон такой четкий, пацанам понравилось. Цепляло и вставляло!

Потом уже на дембеле я послушал полностью магнитоальбом «Радио Абракадабра» 1987 г., который играл на каждом магнитофоне в городе. На всех дискотеках тогда было одно требование – даешь Минаева! О многих диско-хитах народ узнавал именно из песен Минаева.

#Сергей Минаев на профессиональной сцене дебютировал в 1987 во Дворце спорта «Лужники» в Москве в одном из первых танцевальных шоу СПМ «Рекорд». Пародийный альбом «Радио Абракадабра» в творчестве Сергея Минаева стал важнейшим и определяющим в жизни и творчестве артиста. А в нашей – появился яркий бурлеск иронии под модные западные шлягеры. И целый букет шуток, ставших определенным паролем для нашего перестроечного поколения.

-- У Билли Джоэла...
-- Что? Какой кошмар!
-- Да нет, у Билли Джоэла....
-- Лучше бы меня убили!
-- Ты не понял, у Билли Джоэла -- гастроли в СССР!

Формат записи был сразу адаптирован под часовые аудиокассеты (30 мин. сторона), это определило его моментальное распространение по ларькам Советского Союза. И десятки тысяч копий самиздатом хлынули в руки жаждущих граждан…

«Идея «Абракадабры» -- это абракадабра во всём: и в ритмах, и в стиле и в голове… 1987 год для всей Советской страны был многообещающим… Если добавить к этому мои 25 лет, то многое на альбоме становиться понятным. Сатира «Худсовета» (меня из подполья никуда не пускали), «Тяжёлого Дня» (ежедневная рутина советского служащего, описанная Сергеем Мировым), наконец тема Ирака-Ирана, где непонятно «кто-кого-за что». Экологический мотив «Дым над водою» («Горит народное хозяйство! Флора-фауна страны!») «Я хочу тишины» -- не желание мириться с беспардонным окружением. «Карина» -- история «несчастной» интуристовской проститутки (из личных наблюдений). «Край стай» -- римейк «Охоты на Волков». «Сиреневый Кадиллак» о загрязнении любимого города. «Кто стучится на мой «Хаус» -- о зарождающимся молодёжном экстремизме. «ВДНХ» -- насмешка над «майорами пронинами» из понятных органов, наблюдающими за мной. Вполне гражданский взгляд. Да, он ёрнический, но открытый и понятный. Улыбка там, где вообще-то не смешно. Это моё понимание жизни образца 1987 года». (С.Минаев).

Он «выстрелил» в самое подходящее время – уставший от официоза разрешенной советской эстрады, народ жадно рвался к западной поп-музыке. А Минаев предложил универсальный вариант – мелодия импортная, слова наши, энергетика безумная. Да еще и с юморком и сатирой! Поет гад, и еще издевается над самой песней, можно сказать, глумится над смыслом авторов. Ну так и им, иностранным агентам, и надо! Минаев начинает активно гастролировать по всему Советскому Союзу.

Первый в стране кооперативный диджей Сергей Минаев, известный в Москве по дискотекам в гостинице «Интурист», зарабатывал на выступлениях тысячи рублей. Дошло до того, что размер его гонораров был озвучен в скандальном выпуске «Прожектора перестройки». Филармоническая публика была в шоке. Телепередача «Прожектор перестройки» сделала Минаеву, хоть и скандальную, но рекламу (в песне «Деньги» звучит фрагмент разоблачительной речи).

В 1989 году стал победителем популярной передачи «Музыкальный ринг», где после исполнения песни «Деньги» впервые заявил, что хотел бы стать миллионером, эпатировав советскую публику. Смотреть Минаева с 1.10.40 мин.

В 1990 году фирма #«Мелодия» выпускает первую пластинку Минаева, после которой автор был вызван на худсовет. В состав коллегии входил Михаил Танич, покритиковавший Сергея за тексты песен. По воспоминаниям Минаева, особого восторга от выхода пластинки он не ощутил – из-за худсовета, неподходящей обложки и выхода альбома с вполне ожидаемым запозданием.

«Как-то не помню я особенной гордости, когда моя первая большая пластинка появилась на прилавках магазинов. А произошло это скорее всего от того, что вышла она с обычным для «совка» запозданием. Или пугал портрет на обложке -- Мефистофель какой-то. Или нервировала мной же придуманная эмблема на оборотной стороне -- кучерявый ангелочек, он же амурчик, НО с хвостиком чёрта. Чёрте что. Или того прозаичней -- худсовет на «Мелодии». Вот именно! Не поздравления друзей запомнилось, не гордость в глазах мамы, а долбанный худсовет». (С.Минаев).

Выход пластинки произошел спустя почти 4 года после грандиозного старта «Радио Абракадабра», уже на танцполе были популярны совсем другие имена и мелодии. Я купил ее тогда просто в память о веселых временах, послушал одну сторону и забыл надолго про нее. Из когда-то мегахитового шедеврального магнитоальбома здесь была только четверть этих песен. Ведь могли бы полностью повторить весь альбом – цены бы ему не было!

СТОРОНА 1. – 19:45.

1. «Вояж» («Дизайрлес» -- Сергей Минаев). Написание сохранено в редакции студии «Мелодия».

Кавер песни «Voyage Voyage» посвящен Володе Ширкину, техническому директору студии Муслима Магомаева, где был записан дебютный альбом «Радио Абракадабра».

«Володя помогал мне, как мог, года с 1983. Все студийные записи, вплоть до его смерти в 1988, сделаны в его студии, разумеется, не его личной. Он был техническим директором оркестра М. Магомаева и в его ведении находился аппарат маэстро, в том числе и то, чем народный артист, практически, не пользовался – студия звукозаписи. Каким образом Ширкин сумел убедить Магомаева в приобретении столь дорогого оборудования, для неизвестно каких целей, мне до сих пор неясно. Но факт остаётся фактом: Игорь Замараев – звукорежиссёр, «писавший» меня до тех пор, пока в начале 90-ых не уехал на ПМЖ в Осло, где, кстати, работает по специальности в государственном театре Норвегии, познакомил меня с Ширкиным». (С.Минаев).

Страшненькая девушка Клоди Фритш-Мантро (Claudie Fritsch-Mentrop), известная под сценическим псевдонимом #Desireless только своим главным хитом «Voyage Voyage». Мне она чем-то напоминает актрису Олесю Железняк из фильма «Ландыш серебристый» 2000 г. Мегахит написал для нее французский композитор Жан-Мишель Рива в 1986 г.

Интересно, что самой популярной версией является вовсе не французская, а испаноязычная «Vuela, Vuela», которую сделала мексиканская поп-группа «Magneto». Эта концертная версия имеет в 1,5 раза суммарно больше просмотров на Ютуб, чем версия Desireless, и набрала 160 млн. просмотров.

Gregorian

Sirenia

Голос»

2. «Рэп» («Рэп Диск-Жокея») (М.С. Майкер Джи, Ди Джей Свен – Сергей Минаев).

Программный хит Сергея Минаева, где он четко и логично обрисовал современное для начала 80-х состояние молодежной поп-культуры в Советском Союзе, засилье всевозможных инстанций и цензурные препоны.

«В 1985-м я немного использовал рэп, например, в «Карнавале» и «Фарцовщике» — это были первые пробы. Во время работы над альбом «Абракадабра» мне попалась уникальная рэперская композиция, ремикс на песню Мадонны «Холидей» («Holiday»), где нужно было показывать себя во всей красе. Русский текст по звучанию, по произношению — сложнее английского — гораздо больше согласных, мешающих скорости читки. Ну ничего, справился. Взял за основу сюжет — показ для худсовета, где экзаменующие диск-жокея «распетрушивают» его творчество в пух и прах. Именно после этой композиции Алла Борисовна Пугачёва сказала в «Утренней почте» «а ну‐ка покажи нам пару новых идей, диск-жокей Сергей» – и понеслось…» (С.Минаев).

«Holiday» — песня американской певицы #Madonna из её дебютного альбома «Madonna» 1983 г. Она была выпущена 7 сентября 1983 года лейблом Sire Records в качестве третьего сингла из альбома. Трек, авторами которого были Кёртис Хадсон и Лиза Стивенс из группы «Pure Energy», был предложен Мадонне Джоном Бенитесом, являвшимся продюсером сингла, когда она искала новую композицию для своего дебютного альбома.

В 1986 году нидерландский рэп-дуэт #MC Miker G & DJ Sven выпустили сингл «Holiday Rap», в котором использовался семпл мелодии и припева песни Мадонны. Их песня имела коммерческий успех, достигнув первых мест в чартах таких стран как Франция, Нидерланды, Швейцария, и попав в десятку лучших в Австрии, Норвегии и Швеции

Песня была переработана для комедийного телесериала «Уилл и Грейс» и в 2004 году стала его саундтреком под названием «He’s Hot». В песню были включены вокальные отрывки из оригинальной версии, исполненной Мадонной, а почти вся инструментальная часть песни «He’s Hot» состояла из семплов «Holiday».

Песня, которую в народе называли «Пиво»

3. «Ксива» (Портер – Сергей Минаев).

Как говаривал почтальон Печкин: «На документах всегда печать имеется… Есть у вас на хвосте печать есть? А усы и подделать можно!» В СССР существовал культ всяческих «проходных» удостоверений, пропусков, ордеров и прочих ксив. Многотысячная когорта вахтеров неустанно несла караульную службу по недопущению «бездокументных» лиц к местам их работы. Жаргонное слово «ксива» стало общеупотребительным после киноленты Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» 1968 г.

Почему в «Мелодии» автором песни указали Портера – одному Богу известно. #«Fever» («Лихорадка») — песня, написанная американскими поэтами-песенниками Эдди Кули (Eddy Cooley) и Отисом Блэкуэллом «Джон Дэвенпорт» (Otis Blackwell) и записанная в 1956 году Литлом Вилли Джоном. Наибольший успех песне принесла версия Пегги Ли 1958 года. В 1960 году идентичную версию записал Элвис Пресли. Позже песню исполняли множество музыкантов (Том Джонс, Сара Вон, Аманда Лир, Джо Кокер, Мадонна и другие).

Little Willie John

Peggy Lee

#Elvis Presley

#«Boney M»

Amanda Lear

Tom Jones

4. «Свастика» (Сергей Миров).

«Песня «Начинается Свастика» написана в 1988 году Сергеем Мировым, моим соавтором по группе «Город», где я писал музыку, а он -- тексты для самодеятельного рок-коллектива. Исполнялась автором под гитару -- жёстко, хлёстко, в бардовской манере. Я предложил другой вариант исполнения: в стиле слащавых немецких песен 1930-х годов. Страшные слова пелись легко и радостно, отчего становилось ещё страшнее». (С.Минаев).

Актуальная по нынешним временам песня, а тогда она прошла незамеченной для публики, но кое-кто счел ее подозрительной. Минаева даже вызывали «на ковер» в Бауманский райком ВЛКСМ г. Москвы, как комсомольца. Подозревали, что в песне есть призывы к возрождению фашизма. Идиоты! Автор использовал образы Оруэлла и Шварца, чтобы донести до своей аудитории приметы наступающего тоталитарного общества.

5. «22 Притопа» (Сергей Минаев).

«1989 год. Авторы ТВ передачи «Музыкальный Лифт» А.Комаров и Д.Маматов попросили написать для них песню, высмеивающую попсу. Я добрый – пишу и дарю им «Притопы», друзьям не жалко. Но тут прибегает будущий сенатор Совета Федерации С.Ф.Лисовский, тогда мой импресарио: «Ты с ума сошёл – хиты раздаривать! «Пускай узнает вся Европа – Опа!» – это ж бомба! Сам пой!» Так и отнял песню у бедолаг. Нюх у Лисовского феноменальный!» (С.Минаев).

Песня в шуточной форме сформулировала правила создания популярного шлягера в России. И получилось, как всегда – стеб услышали и последовали ему буквально. Даже некоторые слова оставили без изменений.

Конец стороны 1. Продолжение.

Ставьте лайки, подписывайтесь, пишите свои комментарии, спорьте со мной. Если вам интересны темы культуры, музыки, кино, пластинок на которые я пишу, то читайте мой канал МУКИ ЗВУ.

Предыдущие материалы по теме «Листая старые винилы»:

Диск 36: «Музыкальный Телетайп» 1986 г. На недельку до второго я уеду в Комарово! Песня отпускного настроения СССР

Диск 33: «Певцы Леса Хамфри» 1974 г. Разудалой поп-вестерн «Меxico» с военным юмором – на кораблике катались, пушки, девки, тра-ля-ля!

Диск 32: Renato Carosone «Carosello Carosone» 1976 г. О веселом неаполитанце замолвите слово