Найти в Дзене
Полонез Огинского

Чеслава Квока, маленькая узница концлагеря Аушвиц

Имя этой польской девочки недавно узнал весь мир. Произошло это благодаря бразильской художнице Марине Амарал, которая с помощью графического редактора превращает старые чёрно-белые исторические фотографии в цветные. В рамках проекта "Faces of Auschwitz" она раскрасила несколько фотографий узников Аушвица. Среди этих фото были и детские. О проекте сообщили СМИ, репортажи о раскрашенных фотографиях заключённых концлагеря показали телеканалы во многих странах. Так люди узнали имя этой девочки – Чеслава Квока. Когда её привезли в концлагерь Аушвиц, ей было 14 лет. До своего пятнадцатого дня рождения девочка не дожила. Чеслава Квока родилась 15 августа 1928 года в селе Вулька Злоецка в Люблинском воеводстве. Её мать Катажина Квока занималась земледельством. Об отце Чеславы Павле мало что известно, вероятнее всего, он рано умер и Катажина была вдовой. Ничего не известно и о том, были ли у девочки братья и сёстры. В школу Чеслава ходила в соседнее село Злоец, которое находилось в четырёх кил

Имя этой польской девочки недавно узнал весь мир. Произошло это благодаря бразильской художнице Марине Амарал, которая с помощью графического редактора превращает старые чёрно-белые исторические фотографии в цветные. В рамках проекта "Faces of Auschwitz" она раскрасила несколько фотографий узников Аушвица. Среди этих фото были и детские. О проекте сообщили СМИ, репортажи о раскрашенных фотографиях заключённых концлагеря показали телеканалы во многих странах. Так люди узнали имя этой девочки – Чеслава Квока. Когда её привезли в концлагерь Аушвиц, ей было 14 лет. До своего пятнадцатого дня рождения девочка не дожила.

Источник: Archiwum Państwowego Muzeum Auschwitz-Birkenau w Oświęcimiu.
Источник: Archiwum Państwowego Muzeum Auschwitz-Birkenau w Oświęcimiu.

Чеслава Квока родилась 15 августа 1928 года в селе Вулька Злоецка в Люблинском воеводстве. Её мать Катажина Квока занималась земледельством. Об отце Чеславы Павле мало что известно, вероятнее всего, он рано умер и Катажина была вдовой. Ничего не известно и о том, были ли у девочки братья и сёстры. В школу Чеслава ходила в соседнее село Злоец, которое находилось в четырёх километрах.

В конце 1942 года немцы начали Акцию Замостье, которая заключалась в выселении польских жителей из сёл Замойщины. Туда планировалось переселять немецких колонистов. А изгнанных из родных домов поляков в товарных вагонах, в грузовиках везли в переселенческий лагерь в Замостье. 2 декабря 1942 года началось выселение села, где жила Чеслава. Вскоре девочка с матерью оказались в своём первом лагере.

Условия тут были ужасны. Бараки не отапливались, часть окон была разбита, вместо пола была голая земля. Из-за скученности начались эпидемии, многие люди, особенно маленькие дети, болели и умирали.

В этом лагере немцы регистрировали прибывших людей и распределяли их по категориям. Тех, кто имел немецкие корни, отправляли в Германию для дальнейшей германизации. Трудоспособных взрослых и подростков угоняли на принудительные работы в Германию. Непригодных к физическому труду, в основном, детей до 10 лет, вывозили в центральную Польшу, а больных и калек – в лагеря Аушвиц или Майданек. Почему Чеслава с матерью попали в Аушвиц, а не были отправлены на принудительные работы, непонятно. Может быть, мать Чеславы была больна, а девочка не захотела её оставить?

Первый поезд из переселенческого лагеря в Аушвиц отправился 10 декабря 1942 года. В вагонах находилось 640 человек, в основном, поляков, много было детей. Люди более двух суток провели в тесноте, немцы не давали им ни пищи, ни воды. В одном из вагонов ехали и Чеслава с матерью. В ночь с 12 на 13 декабря состав прибыл в концлагерь Аушвиц.

Каждому узнику по прибытии в лагерь присваивался номер. Чеслава и её мать получили, соответственно, номера 26947 и 26946. Также немцы фотографировали заключённых для лагерной картотеки. Фото делались в профиль, анфас и три четверти, последнее – с покрытой головой.

Фотографировал узников Вильхельм Брассе – поляк с немецкими корнями, который отказался подписать фолькслист и попал в Аушвиц в числе первых партий заключённых, его номер был 3444. Когда немцы узнали о том, что он фотограф, то стали использовать его для создания фотокартотеки узников. Этот человек выжил, прожил долгую жизнь, в 2000-х давал интервью, рассказывая о своей работе фотографом в лагере смерти. Умер он в 2012 году.

Подробнее о Вильхельме Брассе читайте тут:

Вильхельм Брассе сделал в концлагере около 50 тысяч фотографий, но когда в интервью его спросили о Чеславе Квоке, ответил, что хорошо запомнил эту девочку. Непосредственно перед съёмкой надсмотрщица ударила её по лицу за то, что Чеслава не отозвалась на свой лагерный номер. Немцы обращались к заключённым по номерам, произнося их по-немецки. Чеслава немецкого языка не понимала. Прежде чем сесть на стул для фотографирования девочка вытерла слёзы и кровь из рассечённой губы. Такой мы и видим её на фото: с ещё не высохшими слезами, со следами от удара на лице, смотрящей на фотографа и на нас с обидой и вызовом.

Девочка прожила в лагере ровно три месяца, 12 марта 1943 года немцы убили Чеславу, сделав ей смертельную инъекцию фенола. Мать Чеславы Катажина Квока умерла раньше, 18 февраля 1943 года.

Лагерные фотографии Чеславы экспонируются на выставке в Государственном музее Аушвиц-Биркенау в Освенциме, публикуются в книгах и статьях, посвящённых этому лагерю смерти, и стали символом политики III Рейха в отношении "бесполезных" детей, подлежащих ликвидации.

Фотографии других узников концлагеря можно посмотреть здесь: