Найти в Дзене

Изенхаймский алтарь – полиптих (секционное произведение искусства

Изенгеймский алтарь Маттиаса Грюневальда - это полиптих (секционное произведение искусства) о боли и страсти. Это сложное произведение, состоящее из нескольких частей и разделов, и, в зависимости от того, какое крыло в настоящее время открыто, рассказывает совершенно разные истории.

Маттиас Грюневальд, Алтарный образ Изенхайма, третий вид, Отшельничество и искушения святого Антония. Святой Антоний (в центре), святой Иероним (слева) и Св. Августин (справа), 1516 год, Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция.
Маттиас Грюневальд, Алтарный образ Изенхайма, третий вид, Отшельничество и искушения святого Антония. Святой Антоний (в центре), святой Иероним (слева) и Св. Августин (справа), 1516 год, Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция.

В 1512 году орден антонитов в Изенхайме, деревне примерно в 15 милях к югу от Кольмара во Франции, заказал двум художникам алтарный образ для своего монастырского комплекса. За четыре года Николаус Хагенауэр (ответственный за скульптуру) и Маттиас Грюневальд (ответственный за расписные панели) создали сложный полиптих о страдании, который украшал главный алтарь часовни монастырской больницы вплоть до Французской революции.

Маттиас Грюневальд, Изенгеймский алтарь, первый вид, Святой Себастьян, Распятие, Святой Антоний, Погребение, 1516 год, Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция.
Маттиас Грюневальд, Изенгеймский алтарь, первый вид, Святой Себастьян, Распятие, Святой Антоний, Погребение, 1516 год, Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция.

Обычно, когда алтарный образ был закрыт, он представлял собой обычный вид в церквях: Распятие. Однако на этот раз сцена пропитана болью и кровью, тело Христа корчится от боли. Пациенты, смотрящие на это произведение, могли отождествлять себя со страдающим Христом, и если они чувствовали это достаточно сильно, возможно, у них был шанс выздороветь, поскольку сильная физическая боль считалась чудотворной и исцеляющей.

Маттиас Грюневальд, Изенгеймский алтарь, первый вид, Святой Себастьян, Распятие, Святой Антоний, Погребение, 1516 год, Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция. Деталь.
Маттиас Грюневальд, Изенгеймский алтарь, первый вид, Святой Себастьян, Распятие, Святой Антоний, Погребение, 1516 год, Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция. Деталь.

Сикстен Рингбом описал в своей авторитетной книге "Икона к повествованию", как художники сделали отдаленные события пошлого более интимными, отказавшись от дистанцирующихся фронтальных икон в пользу гораздо более интимных крупных планов. Мы можем увидеть на картине, что Христос очень близко расположен к зрителям, его тело, которое, кажется, покрыто признаками кожного заболевания, выставлено на всеобщее обозрение.

Матиас Грюневальд, алтарь Изенхайма, Искушение Святого Антония, 1516 год, Музей Унтерлиндена, Кольмар, Франция. Деталь.
Матиас Грюневальд, алтарь Изенхайма, Искушение Святого Антония, 1516 год, Музей Унтерлиндена, Кольмар, Франция. Деталь.

Иконография, выбранная для алтаря, не случайна, поскольку святой Антоний был покровителем тех, кто страдает кожными заболеваниями, а монахи в больнице Изенхайма заботились о больных и умирающих крестьянах. Многие из них страдали от болезни, называемой эрготизмом, известной в народе как огонь святого Антония, которая была вызвана употреблением ржаного зерна, зараженного грибком. Его симптомами являются галлюцинации и кожная инфекция, и болезнь медленно поражает центральную нервную систему, что в конечном итоге приводит к смерти.

Мартин Шонгауэр, "Искушение святого Антония", 1470 год, Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США.
Мартин Шонгауэр, "Искушение святого Антония", 1470 год, Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США.

Правая панель третьего состояния алтаря, скорее всего, была вдохновлена гравюрой Мартина Шонгауэра (ок. 1445-1491). Хотя это была одна из самых ранних гравюр Шонгауэра, она также была его самой известной (Вазари рассказывал, что даже Микеланджело сделал цветной рисунок этой работы в возрасте 13 лет).

Маттиас Грюневальд, Изенгеймский алтарь, Освещенная Дева Мария, 1516 год, Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция. Деталь.
Маттиас Грюневальд, Изенгеймский алтарь, Освещенная Дева Мария, 1516 год, Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция. Деталь.

Второй вид полиптиха представляет историю Марии. На левой панели изображено Благовещение, левая часть центральной панели представляет собой Концерт Ангелов, показанный выше, в то время как на правой стороне изображено Рождение Иисуса. Последняя боковая панель в крайнем правом углу представляет Воскресшего Христа во всей славе. Больше нет места боли и болезням, Иисус подвешен в воздухе на фоне восходящего солнца, которое выглядит как огненный шар.

Маттиас Грюневальд, Изенгеймский алтарь, Воскресение Христа, 1516 год, Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция. Деталь.
Маттиас Грюневальд, Изенгеймский алтарь, Воскресение Христа, 1516 год, Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция. Деталь.