Найти в Дзене

Кольцо по Вуоксе и Беличьей из Мельниково

Новый большой заезд на сапах - это наш первый эксперимент с ночевкой. Задача была придумать кольцевой маршрут, на котором будет не только гребля, но и небольшие обносы. Хотели попробовать удобно упаковаться и утащить на себе все барахло для комфортной постановки лагеря (палатка, пенка, спальник и все, что нужно для еды). Под этот эксперимент отлично подошел “стандартный” круг по Вуоксе, который мы начали в Мельниково. Когда-то очень давно я ходила по куску этого маршрута еще на пелле, плюс было известно, что по маршруту идет масса коммерческих походов, так что завалов из деревьев не ожидалось. В то же время из давнего студенческого заезда на лодке я помнила какие-то перетаскивания вещей на руках. То, что нужно для эксперимента! В этот раз всех целей достигли. По доле бревен, болот и бобриных плотин приключение не дотягивало до предыдущих, зато расстояние мы снова увеличили и “распечатали” ночлег. Теперь стоит подумать над удобным урезанием веса еды и можно планировать многодневные запл
Оглавление

Новый большой заезд на сапах - это наш первый эксперимент с ночевкой. Задача была придумать кольцевой маршрут, на котором будет не только гребля, но и небольшие обносы. Хотели попробовать удобно упаковаться и утащить на себе все барахло для комфортной постановки лагеря (палатка, пенка, спальник и все, что нужно для еды).

Под этот эксперимент отлично подошел “стандартный” круг по Вуоксе, который мы начали в Мельниково. Когда-то очень давно я ходила по куску этого маршрута еще на пелле, плюс было известно, что по маршруту идет масса коммерческих походов, так что завалов из деревьев не ожидалось. В то же время из давнего студенческого заезда на лодке я помнила какие-то перетаскивания вещей на руках. То, что нужно для эксперимента!

В этот раз всех целей достигли. По доле бревен, болот и бобриных плотин приключение не дотягивало до предыдущих, зато расстояние мы снова увеличили и “распечатали” ночлег. Теперь стоит подумать над удобным урезанием веса еды и можно планировать многодневные заплывы.

Схема маршрута

Мельниково - Хвойное - Горы - большая Вуокса - Беличье - река Беличья - река Вуокса - Мельниково.

Схема маршрута
Схема маршрута

Ломанной по карте намерили около 33 км, в реальности - почти 38 (как обычно, с погрешностью на точность измерений).

Трек маршрута: https://nakarte.me/#m=12/60.92968/29.70806&l=O&nktl=AN-xZ2sPNSpdMaEA2FCfBQ

  • В первый день у нас получилось около 21 км по течению Вуоксы, но с небольшим встречным ветром (а по открытой воде - с боковым).
  • Во второй день - чуть больше 17 км вверх по течению Беличьей.

Перепад высот между стартом и финишем - не такой уж большой, всего 3 м. Время “чистой” гребли - примерно по 5 часов и в первый, и во второй день. Время на сапах - около 8 часов в день.

Проходить маршрут лучше по часовой стрелке (как и мы), потому что на реке Вуоксе есть несколько перекатов, которые удобно съезжать вниз, а не тащиться вверх. При этом движение вверх по течению по Беличьей не затруднено. Там в принципе воды не много было, так что в особо “журчащих” местах все равно пешком шли. И точно также пошли бы пешком вниз.

Стартуют по этому кругу все из разных точек - в зависимости от того, кому куда легче добраться. Многие точки доступны на легковухах. Соскочить тоже можно почти везде - очень много мест, где к воде подходят дороги.

Подробное описание

Мы стартовали у небольшого мостика через Вуоксу чуть выше по течению относительно автомобильного моста в Мельниково. Там есть удобные спуски к воде, как сверху мостика, так и снизу (и даже место для стоянки машины, но не уверена, что ее стоит там оставлять надолго).

Под мостиком - перекат, который легко проходится по левому рукаву.

Про Вуоксу по пути от Мельниково к Горам рассказать особо нечего. Река на этом участке вполне нормальной ширины.

-2

Все протоки через траву более-менее очевидны. Камни посередине прохода не высовываются. Много где ходят моторки.

Протоки через траву на Вуоксе
Протоки через траву на Вуоксе

На этом отрезке нас немного намочило дождем, а еще постоянно притормаживало небольшим встречным ветром.

За новым автомобильным мостом в Мельниково есть опоры старого моста. Обратите внимание под мост, мы там обнаружили прибитые кеды:)) (сфоткать не успели)

Далее на пути будет пара мест с хорошим течением (до перекатов не дотягивают). В Горах - что-то типа порога, но лайт. Без перемещения на нос сапа - пара легких касаний килем.

Перекат в Горах
Перекат в Горах

В день поездки нам не очень повезло с ветром - хотя Вуокса сильно изгибается и прячется в лесах, почти всю дорогу нам дуло в лицо. Но был один небольшой участок с ветром в спину - уже почти у открытой воды, где река сильно забирает на восток.

Эксперименты с парусами из одежды
Эксперименты с парусами из одежды

В Большой Вуоксе удобно двигаться курсом на вышку сотовой связи, скорректировав курс ближе Беличьей.

Мы изначально на первый день планировали большее расстояние, чтобы кусок “открытой воды” проскочить вечером, когда больше вероятность штиля. Так мы сократили расстояние - не пришлось щемиться за островами. Хотя и нам досталось немного бокового ветра, при котором гребешь только с одной стороны.

При более сильном ветре лучше спрятаться за островами или вообще поискать стоянку пораньше.

В конце перегона через Большую Вуоксу мы искали стоянку. Несколько мест, на которые прицеливались, оказались заняты. Но уже недалеко от входа в Беличью мы нашли для себя небольшой остров с ровной площадкой под палатки. В целом можно сказать, что со стоянкой повезло.

Вид на утро с “нашего” острова
Вид на утро с “нашего” острова

На второй день нам предстояло подняться по течению в точку старта. Расстояние было меньше, но ожидались обносы и проводки.

Оставшийся участок Большой Вуоксы до устья Беличьей прошли против ветра - хорошо, что не пришлось идти так всю большую воду.

А вот с Беличьей все оказалось интереснее, чем с Вуоксой.

В протоке много камней и зарослей травы. Некоторые камни отмечены флажками (но далеко не все!). Любопытно, что иногда под флажком камни гораздо глубже, нежели на свободном “судовом ходу”.

Флажок над камнем
Флажок над камнем

В качестве обозначения препятствия есть и одна малозаметная веревка, натянутая прямо через очевидный проход чуть выше пояса. Будьте внимательны в узком проходе в районе 60,92937 29,89257.

Как раз перед этим удобные камни для отдыха;)

Забитая парковка между камнями
Забитая парковка между камнями

На реке есть автомобильный мост. Мы спокойно прошли под ним стоя. Подозреваю, что пока вода высоко, приходится нагибаться.

-9

В большом разливе около Щебенево стоит двигаться справа (вдоль левого берега… если называть берега правильно - по течению). Там в траве будет вход в узкую часть реки.

-10

Мы умудрились пропустить этот вход, пока отвлекались на объект с хоккейными воротами на понтонах;)

На карте нарисована “чистая вода”, а на деле там одна сплошная трава; с первого захода мы нашли только вход в центр “подковы” из берега
На карте нарисована “чистая вода”, а на деле там одна сплошная трава; с первого захода мы нашли только вход в центр “подковы” из берега
На снимке Яндекса видно, как все заросло
На снимке Яндекса видно, как все заросло

В самой узкой части Беличьей воды было не особо много. В некоторых местах получалось плыть.

-13

В других - провели сапы пешком.

-14

Обнос только один - разрушенный мост (а теперь брод) там, где через Беличью идет автомобильная дорога на карте. Координаты: 60,90122 29,84914.

-15
-16

От обноса до конца узкой части Беличьей - около 700 метров. Там тоже кое-где пришлось пройтись.

-17

Далее Беличья становится шире. А после развилки с Вуоксой река снова по ширине напоминает шоссе.

-18

На последнем участке и течение помогает - настолько, что по приходу обратно к мосту мы еще и купались какое-то время. Недостаточно угреблись;)

В целом маршрут прошли, не переходя к какому-то преодаленчеству. Он вполне доступен при текущем уровне воды, но по ощущениям людей и построек вокруг него гораздо больше, чем на наших предыдущих “кругах”:

PS. Пара слов про упаковку

На маршруте мы откатали фокус с логическим разделением барахла на “то, что воды не боится” и “мокнущее” разной степени критичности.

Однотипные “мокнущие” вещи сортировали по гермам. Под “то, что воды не боится” была упаковка от сапа и рюкзак. И то, и то с лямками - это удобно на обносах. Часть единиц багажа упаковали таким образом, чтобы на них можно было сидеть. Аптечка и ремнабор для сапов попали в индивидуальных гермах в рюкзак, потому что на нем из-за котлов все равно нельзя было сидеть (в отличие от остальных баулов).

В итоге сумок получилось не так уж много, однако еще есть, куда урезаться.

Размещение барахла
Размещение барахла

У большинства вещи крепились только на носу. Это плюс на малой воде с камнями - можно переползти вперед, разгрузить зад и проплыть по мелководью, не теряя времени на снятие киля. С другой стороны, они сильно парусили при боковом ветре, поворачивая нос. Итого про размещение еще нужно подумать.