В истории Римской империи есть один совершенно необъяснимый эпизод. Последний из «хороших императоров», философ-стоик Марк Аврелий зачем-то грубо ломает устоявшуюся римскую имперскую традицию, согласно которой императоры не оставляли правление своим родным детям, а напротив — усыновляли достойного преемника. Своим наследником Марк Аврелий официально назначил даже не одного, а сразу двух родных сыновей: Марка Анния Вера (умер в возрасте 7 лет) и Луция Элия Аврелия Коммода, который и стал новым императором после смерти отца в 180 г. н.э.
Коммода во всех исторических книгах и фильмах принято изображать злодеем. Однако, судя по мемуарам знавших его людей, изначально он таковым вовсе не был. Три года он являлся соправителем Марка Аврелия и вряд ли отец-философ научил его чему-то плохому. До того наставником юноши был знаменитый врач Гален, человек самой гуманной профессии. В момент смерти юноше было 18 лет, в это время характер человека обычно уже сформирован и ясно виден окружающим. Так вот, Коммода обвиняли во многом: слабоумии, отсутствии воли, незнании реалий римской политики и жизни в целом… но не в жестокости. Что крайне странно, учитывая всё его дальнейшее правление.
Есть ещё одна историческая загадка, связанная с правлением Коммода. По свидетельствам очевидцев, как император он проявил себя наихудшим образом. Сам лично участвовал в гладиаторских играх, что у римской знати считалось несмываемым позором. Отдал всю политику в руки фаворитов, которые довели ситуацию до голода в столице. Терроризировал сенат и знать, везде видя заговорщиков и расправляясь с ними, не делая исключений даже для своей родни. Непонятно одно — почему в таком случае Коммода не убили раньше?
В римской истории есть немало примеров крайне непопулярных и даже откровенно безумных императоров. Наиболее ярко в этом смысле выступили Калигула и Гелиогабал. Оба не усидели на троне и четырёх лет. А вот Коммод правил 12 лет. Зато после его смерти случился «Год пяти императоров», когда престол в буквальном смысле выставляли на аукцион. Он закономерно закончился гражданской войной между несколькими претендентами на высшую власть. Итак, почему Марк Аврелий передал правление заведомо недостойному и почему его сын удерживался на имперском троне так долго?
Марк Аврелий, судя по всем свидетельствам современников и его собственным записям, действительно верил в стоическую доктрину, а значит превыше всего ценил благо государства. Ценил заведомо выше личных чувств, включая отцовское. Значит версию о любви к родному сыну можно отбросить. Более того, император не мог не знать, что Коммод слишком слабоволен и не годится в верховные правители. Как ради благополучия самого сына, так и для блага всей Империи, Коммоду лучше было бы прожить жизнь знатным римлянином, представителем императорской фамилии, но не императором. Выходит, Марк Аврелий сознательно пожертвовал своим родным отпрыском ради какой-то высшей цели. Что же это была за цель?
Все античные философы, в особенности римские, превозносили республику как самый лучший политический строй. Более того, Рим при императорах формально республикой и оставался. Императоры носили титул «принцепс», то есть буквально «первый сенатор», что-то вроде спикера парламента в современных терминах. Но на самом деле их власть была практически абсолютной. Марк Аврелий не мог не понимать потенциальной опасности для общества подобной политической системы, тем более что её век назад наглядно продемонстрировали Калигула с Нероном. Вполне возможно, что как философ он и сам хотел бы возвращения подлинно республиканского правления. Однако напрямую это сделать было невозможно, слишком многие государственные структуры были напрямую завязаны на фигуру императора. И тогда император решил эту систему сломать.
В качестве тарана для слома системы пришлось использовать родного сына. Точнее, юноша служил прикрытием для группы лиц, вошедших к нему в доверие. Марк Аврелий специально подобрал для этой роли откровенных мерзавцев, понимая, что только с помощью подобных людей можно эффективно дискредитировать саму идею всевластия одной личности. Причём эта цель была успешно достигнута, императорская власть после гибели Коммода буквально валялась под ногами преторианцев, готовых продать её любому желающему. А потом убить нового императора и снова выставить престол на торги. Но вот дальше произошло непредусмотренное — вместо возвращения к проверенному веками республиканскому строю римляне решили, что иметь над собой императора всё-таки лучше. Ни один философ такого предвидеть попросту не мог, поэтому вполне успешно реализовавшийся замысел Марка Аврелия в конечном итоге провалился.