Найти в Дзене
Сушкины истории

Большой человек

Поводов для гордости у Ивана Петровича, может, сто, а форсу – ни на грамм. Со всеми он, хоть и директор, попросту: поздоровается всегда, вахтера о здоровье спросит, секретаря – о детях; уборщице доброе слово скажет, в цеху с кем-то пошутит, а бывает и с работы кого-то подвезет...

Не все понимают. Не по чину, мол, начальнику так себя вести. Особенно часто фыркают люди одного с директором уровня, при должностях. Недавно такого на предприятии принимали, приехал поставки обсуждать. Автомобиль люксовый, сам весь из себя крутой-крутой, от ботинок до галстука брендовый, пальцы «веером». Пока разговаривали, подошло время обеда.

Гость глянул на часы и предложил:

– Ну, что, Иван Петрович, после хороших переговоров надо бы хорошо подкрепиться. Здесь недалеко ресторан есть. Позвоню, чтобы столик накрыли? Вместе пообедаем.

– Нет, спасибо, – покачал головой хозяин, – я в нашей столовой привык.

– И что, – удивился партнер, – там можно поесть?

– Почему же нет? Своя столовая, готовим для себя, для своих, по-домашнему. Составишь компанию?

Пока шли, всю дорогу – то с кем-то поздоровались-порукались, то у директора кто-то что-то спрашивал, потом в столовой в очереди постояли, там тоже с людьми поговорили...

Источник: https://clck.ru/sSdQu
Источник: https://clck.ru/sSdQu

Гость сначала вроде как напрягся – думал, что там для руководителя и его гостей отдельный зал есть. А когда понял, что надо брать в руки поднос, как подменили его. Положил на блюдце коржик сахарный – в школе такие любил! – и сказал коллеге, что лет 30 сбросил:

– Давно я поднос в руках не держал, ой, давно. Такое чувство, что в студенческую столовую попал – раздача, салат из капусты, коржики советские, компот.

– А я без этого всего не могу. Пусть не каждый день тут бываю, но это же как воздух: где еще точнее почувствуешь, чем коллектив дышит? Если с людьми не общаться, заместители быстро тебе красивую картинку нарисуют. А так меня никто не проведет, пыль в глаза не пустит, руку на пульсе держу – пока в столовую дойду, мне люди всю подноготную доложат, о каждой закавыке спросят, уж поверь.

– У каждого свой подход. Если меня народ в столовой встретит, у них работа от удивления на три дня станет. Не царское это дело с уборщицами разговаривать.

– Знаешь, я в люди с самого низа пробился, из многодетной бедной семьи. Мне мама всегда, даже когда старшиной еще был, говорила: «Ванечка, ты очень большой человек, будь человеком». А тут, наверху, вижу, сколько бед вокруг от того, что не все, к сожалению, людьми остались.

… Отец у Ивана всю жизнь лесником отработал, мать – телятницей. Он среди пацанов старший, в семье четыре брата и две сестры. Отец любил технику, и сыновей увлек машинами и механизмами. Сначала мальчишки освоили мопед, потом мотоцикл. Конечно, обслуживали и ремонтировали «боевых коней» сами, днями пропадая в гараже.

С малых лет родители учили: если за что-то берешься, делай на совесть. Даже когда просто по дому помогаешь. А помогать в то непростое послевоенное время приходилось много, да еще грибы-ягоды собирать, чтобы потом продать на базаре и купить обновку к школе. Кроликов выращивали...

После девятого класса Иван с другом решили, что нужно взрослеть. Перевелись в вечернюю школу и пошли столярничать. А потом вместе поступили в политехнический институт – строительство тогда было перспективным направлением.

К третьему курсу Иван во всю проявил свои лидерские качества, стал командиром вузовского стройотряда. И однажды, в казахстанской степи, с ним произошла история, которая определила его биографию.

… Несколько дней отряд сидел без работы: кончился цемент. Командир отправляется решать проблему в район. Там ему неожиданно предлагают вагон цемента, только одно условие – разгрузить его надо за... ночь. До базы в степи 150 километров, ехать за помощью – значит терять драгоценные часы. Иван взял в руки лопату... Было трудно дышать, ныла спина, не слушались руки, но он это сделал! Один, вручную! Потом рассказывал:

– Такая «жадность» напала, словами не передать. Я просто знал, что цемент должен быть наш, работа для моих ребят будет!.. Потом, правда, двое суток отсыпался мертвым сном, но для себя понял: возможности человека безграничны.

После вуза он быстро пошел вверх по карьерной лестнице и довольно в молодом возрасте возглавил строительный комбинат, не дал ему развалиться в перестройку, руководил коллективом больше 20 лет. И всегда был среди людей – видел каждого, помогал по мере сил и старался оставаться человеком.

… А рассказал мне эту историю сосед по даче. Проводил на днях своего бывшего директора в последний путь, и с такой теплотой руководителя вспоминал, что не каждый для родственников столько хороших слов найдет. И все говорил, что теперь таких людей не делают. Из другого теста начальники современные, в другое вкладываются. Такой и результат. И не поспоришь.

P. S. Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал