Найти в Дзене
Нижегородский Мечтатель

Тень на плетень – центральная идея сериала «Дом Дракона»

В преддверии выхода сериала «Дом Дракона», его продюсер поделился «центральной идеей» своего проекта:

«При создании первого сезона авторы поняли, что в центре внимания окажется тема, которую они изначально не планировали: патриархат скорее уничтожит себя, чем увидит женщину на троне.»

«Мы не говорили: «Мы должны сделать об этом шоу». «Но мы поняли, что это то, что нас ждёт впереди»», — заявил шоураннер Мигель Сапочник.

Сдается мне, эти господа как-то сильно «передергивают». Плохо, когда идешь вперед, не имея позади багажа знаний, так называемой «матчасти», если этот термин применим к исторической науке. Или еще хуже – притворяешься, что не знаешь известных вещей.

В реальном Средневековье, на которое так любит ссылаться Джордж Мартин, «патриархат» вовсе не преграждал женщинам дорогу к трону. На самом деле, в свою сагу Джордж Мартин надергал кучу деталей из разных государств и разных эпох – от античности до последних десятилетий XX века, и, естественно, порой все эти чудеса между собой не стыкуются. Вот и получается, что из утрированной художественной книги, сделали еще более утрированный сериал.

Но вернемся к женщинам, точнее, знатным женщинам, включая королев. Вообще, правами женщин на трон, я заинтересовался еще в детстве, читая «Проклятые короли» Мориса Дрюона, а как же – «негоже лилиям прясть». Уже потом по мере углубленного изучения истории, я узнал, что «все совсем не так» – пряли лилии, еще как пряли, а уж кастильские и английские львы – и подавно.

Действительно, «европейский патриархат» вполне допускал правление женщин и даже более (что, наверное, немало удивит Мигеля Сапочника) – женщина могла передать право на престол дочери. С одной единственной, но очень серьезной оговоркой: дочь могла наследовать отцу, если у него не было сыновей и трон передать дочери, если у нее не было уже своих сыновей.

-2

Кто-то скажет – так вот же он корень зла, патриархат злодейский! Несправедливо же! Ну, если смотреть через призму современного гражданского права - конечно, не справедливо. Но почему только по отношению к женщинам? Тут ведь и великое количество мужчин лишалось наследства. Это ведь только по современному праву все наследство делится на всех детей поровну, вне зависимости от пола, а в Средние века у знати было иначе.

Простой пример – у некоего герцога три сына и дочь. Герцогство наследует старший сын, а двум младшим достается несколько небольших сеньорий. Дочь выходит замуж, а вот ее приданное, могло и превышать наследство младших братьев. И где тут больше проигравших? Обделили одну женщину и целых двух мужчин. Причем, собственностью мужа приданное не становилось. Допустим, на этой герцогской дочери, некий владетельный сеньор женился вторым браком, а от первого у него уже есть двое сыновей. И, предположим, что во втором браке рождается только девочка. Так вот – наследницей приданного второй жены (своей матери) будет только она.

-3

Другое дело, что в «Пламени и крови», по которой снят сериал «Дом Дракона» сама схема конфликта весьма странная и надуманная. Принцесса Рейнира мостится на Железный Трон сразу «поперек» целых трех единокровных братьев – Эйегона, Эймонда и Дейрона. Тут уж никак войны не избежать и патриархат, кстати, совсем ни причем.

В реальном Средневековье (со времен Карла Великого) подобный прецедент еще поискать нужно, не уверен, что было нечто подобное. Против дядей, племянников и всяких там затрапезных троюродных кузенов, европейские леди воевали порой весьма успешно. Но вот чтобы против родных или единокровных братьев, да в таком количестве…. Сразу и не вспомнишь.

И в заключении, известный прецедент XIV века, когда «дикий патриархат», «уничтожал себя, только бы не видеть женщину на троне»

Польша, 1382 год, скончался Лайош I Великий, король Венгрии и Польши, не оставив сыновей. У короля осталось только две дочери – Мария и Ядвига. Кандидатуру старшей поляки отвергли, избрав младшую - Ядвигу. Которая вместе с отцом, была, кстати, из тех самых Капетингских лилий, которым «негоже прясть». При этом кандидат-мужчина – из старой династии польских Пястов, Земовит IV Мазовецкий потерпел поражение, пытаясь добыть корону силой.

-4

И все это несмотря на то, что по законам Польского королевства, в нем не могло быть правящей королевы. Но как же быть? Что делать с законом? И вот что решили добрые патриархальные паны: раз в законе сказано, что нами не может править королева – так тому и быть. Но ведь в законе не указано, что король не может быть… женщиной. Поэтому Ядвигу так и короновали – королем Польши («koronowana na króla Polski»). Формальность была соблюдена, впрочем, она совершенно не мешала Ядвиге именовать себя чуть позже именно королевой.

То есть, заглавная тема у Мигеля Сапочника сотоварищи, банально надуманна. А вот зачем это им нужно – это только из один из вопросов к сериалу «Дом Дракона».