Найти тему
ZDG

Квадрокоптер в деталях: Качество моторов

Оглавление

Предыдущие подборки: Подбор компонентов, Введение

Предыдущие части: Навигация, Антенны, Видеопередатчик, Приёмник, Регулятор оборотов, Бесколлекторный мотор, Полётный контроллер

Мы уже обсудили параметры и устройство бесколлекторных моторов, а теперь обсудим, какие конструктивные особенности влияют на их качество.

Хороший мотор должен быть мощный и ровный. Ровный – это значит, что он вращается без лишнего шума и не создаёт вибраций. Кроме того, он должен быть прочным, потому что FPV-коптеры часто падают.

1. Магниты

На роторе мотора по кругу расположены сильные неодимовые магниты.

Они бывают разного сорта, типа похуже и получше, но по моему опыту это никогда не было заметно. Поэтому данную часть я просто пропускаю.

2. Зазоры

Между ротором и статором находится воздушный зазор. Он очень маленький, но если сделать его хотя бы ещё чуть меньше, то можно усилить электромагнитное взаимодействие между ротором и статором и значит увеличить эффективность мотора.

-2

Косвенно очень маленький зазор говорит о том, что у сборки очень высокая точность, что несёт сопутствующие преимущества.

3. Скруглённые магниты

Это очередной шаг к уменьшению зазора между ротором и статором. Магниты изогнутой формы лучше вписываются в окружность:

-3

4. Подшипники

Единственная деталь мотора, которая испытывает непосредственную физическую нагрузку, это подшипник (две штуки). От качества подшипников зависит качество всего мотора. Именно подшипник определяет, насколько маленькие зазоры можно получить, и какие будут вибрации при работе.

-4

В более дешёвые моторы ставят подшипники "нонейм", а в более дорогие – EZO и NMB.

5. Динамическая балансировка

Ротор мотора имеет такое же слегка неравномерное распределение веса, как и шина автомобиля. Поэтому неотбалансированный ротор при вращении будет создавать вибрации. В более дорогих моторах применяют динамическую балансировку, результат которой это порции специальной замазки, которые наносятся на кромку ротора и служат грузиками.

-5

6. Вал

У мотора есть вал, на который надевается пропеллер:

-6

Но важнее тот вал, который находится внутри и проходит через два подшипника. Чем он толще и твёрже, тем меньше в нём деформаций при работе и значит ровнее мотор. На фото выше вал для пропеллера – алюминиевый, диаметром 5 мм, который выточен как одно целое с ротором (колоколом), а внутрь колокола впрессован более тонкий стальной вал диаметром 3 мм.

То есть внешний и внутренний вал – не одно целое и внешний алюминиевый вал довольно легко погнуть при ударе.

Более продвинутым решением является сплошной толстый вал, который проходит через весь мотор:

-7

Он гораздо прочнее. Кроме того, их делают пустотелыми для снижения веса. Снаружи также видно, что вал это не продолжение колокола, а проходит сквозь него:

-8

7. Качество намотки

Намотка статора может делаться многожильным тонким проводом:

-9

Или одинарным толстым:

-10

А также провода могут быть намотаны внавал или аккуратно виток к витку. Вариант с толстым проводом витком к витку чисто эстетически выглядит приятнее, но разницы не делает.

8. Фиксация вала

Вал держит весь мотор вместе, и чтобы части не разошлись, он фиксируется снизу. Фиксация может делаться с помощью стопорной шайбы:

-11

Или, используя преимущество полого вала, с помощью винта:

-12

Очевидно, винт гораздо практичнее стопорной шайбы, которую трудно снять, легко потерять и невозможно найти. Но заниматься таким выбором вы должны в последнюю очередь, так как по большому счёту это роли не играет.

9. Крепление пропеллера

Самое главное – не использовать моторы с тонким гладким валом, на который надевается цанговый самозатягивающийся адаптер:

-13

Это самолётные моторы. Цанговые адаптеры на коптерах поднимают пропеллер выше от мотора, сильно удлиняя вал и усиливая любой дисбаланс, который изначально был. Плюс сами эти адаптеры неидеальны и недостаточно надёжны.

10. Правая и левая резьба

У мотора может быть вал с резьбой, а резьба может быть правая или левая. При этом в комплекте могут продаваться 4 мотора только с правой резьбой, либо 2 с правой и 2 с левой.

-14

Если мотор крутится по часовой стрелке (вправо), а резьба у него против часовой (влево), то гайка, надетая на эту резьбу, будет самопроизвольно затягиваться. Аналогично для противоположного направления мотора и гайки. Это единственный смысл таких решений.

Гайки разных направлений помечаются разными цветами. Обычно правая резьба – серебристый цвет, левая – чёрный.

-15

В целом же никакой разницы нет, летают моторы с любой резьбой.

11. Заключение

Моторы могут стоить от 200 руб до 2000 руб за штуку, то есть разница буквально в 10 раз. В очень дорогом моторе вы найдёте и элитные скруглённые магниты, и микронные зазоры, и фирменные подшипники, и полый титановый вал, и аккуратную намотку, и динамическую балансировку... А вот показатели этого мотора окажутся совершенно не элитными.

Очень хорошие моторы есть и среди дорогих, и среди дешёвых. Но их – единицы. Это скорее удачное стечение обстоятельств, так же как и с очень хорошими пропеллерами.

Единственное, что можно вынести из написанного – не ожидайте от дорогих моторов вообще никаких преимуществ по эффективности. Разве что мотор с хорошими подшипниками будет работать ровнее.

Но также не считайте дешёвые моторы заведомо хорошими, так как хороший дешёвый мотор ещё надо поискать.

Читайте дальше: