Плёс, городок с населением не больше двух тысяч человек в Ивановской области, что в 350 км от Москвы, исторически был местом притяжения творческой элиты. Вслед за Левитаном, прославившим эти места в конце XIX века, в город на крутом берегу Волги потянулись москвичи и петербуржцы — за чистым воздухом, размеренной дачной жизнью, волжскими закатами и вдохновением.
В начале 2000-х предприниматель и будущий глава города Алексей Шевцов построил себе дачу в Плёсе, который был крепко связан с его детскими воспоминаниями. А затем начал скупать другие ветшающие дома и восстанавливать их исторический облик. За основу взял итальянскую концепцию agriturismo: когда пришедшему в упадок архитектурному объекту, будь то замок или крестьянский дом, возвращается историческая внешность, а внутренность оборудуется для отдыха гостей в условиях высочайшего комфорта. Так Шевцовы привели город в порядок и сделали его привлекательным даже для взыскательной публики.
К слову, на сегодняшний день Шевцов потратил около 1 млрд рублей на восстановление более полусотни плёсовских зданий, запуск гостиниц, ресторанов и музеев. Проект реставрации Плёса называется «Потаённая Россия» и по-прежнему воплощается в жизнь.
В 2005 году в отель «Соборная слобода» Шевцовых приехали первые именитые гости. Среди них были даже члены британской королевской семьи — двоюродный брат королевы принц Майкл Кентский с женой. В 2008-м Плёсом заинтересовался Дмитрий Медведев, облюбовал усадьбу Миловка и стал часто туда приезжать. За ним потянулись другие чиновники и бизнесмены, которые начали покупать отреставрированные Шевцовым дома. В 2013 году в городе побывала журналистка Financial Times и затем опубликовала статью The dacha of my dreams, в которой сравнила Плёс с американским Хэмптоном. И пошло-поехало.
Левитан, посвятивший Плёсу больше 200 полотен, называл его потаённым городом и писал: «Никогда еще так сильно не чувствовал я это божественное нечто, разлитое во всем. Оно не поддается разуму, анализу, а постигается любовью…»
Современный Плёс, воплощение образа идиллической провинции, мало чем отличается от пейзажей Левитана. Разве что инфраструктурой и приличным уровнем сервиса. Фасады купеческих особняков и домов отреставрированы безукоризненно, воссозданы исторические вывески, резные наличники, кованые двери. Во многих домах «поселились» бутик-отели, в которых гости пьют чай из самовара или французские вина из погребов, принимают ванны с премиальной косметикой и спят на ортопедических матрасах. А в местных ресторанах, локомотивом которых теперь стала Ikra от White Rabbit Family, восхваляют гастрономическое величие современной русской кухни с блюдами из крапивы и местного трюфеля.
Всем бы старинным городам такую дивную судьбу.