Окончание. Начало ЗДЕСЬ
Вокруг Герцена годами ходили сплетни. После выхода романа «Былое и думы» кое-что прояснилось, но опубликовали не все – больной Герцен мечтал лишь о покое и не хотел скандала. Соблазнение жены, ее муки и смерть он описывал 16 лет. В январе 1870 года Герцен умер от пневмонии в Париже. Из посмертного собрания сочинений потомки Герцена убрали пятую часть, опасаясь судов: еще была жива Эмма Гервег, хранившая письма Натальи к поэту, оставалось неясным, кто отец Ольги… Лишь в 20-х годах XX века роман вышел без купюр. Герцен там в роли оскорбленного мужа и друга, а Наталья – жертва соблазнения, «отвергнувшая свою страсть», сменив ее на ненависть. Герцен так и не узнал, что перед смертью «жертва» отправила поэту нежное письмо.
«Мои благословения будут следовать за тобой всюду...» – писала она.
А Огарев, блуждая по туманному Лондону, наткнулся как-то в пабе на молодую англичанку с выразительными глазами: пpocтитyтка Мэри Сатерленд ждала клиентов. Ее муж-матрос сгинул, и надо было как-то кормить пятилетнего сына. Подсев за столик, Огарев вдруг стал рассказывать о себе, а Мэри молча кивала. Потом он уснул в ее убогой каморке. Ничего не понимая в теориях о свободе, Мэри почувствовала главное: ему надо помочь. Сняв квартирку, они поселились вместе. Огарев писал, что спасает заблудшую душу, не желая «завершить последний акт своей трагикомической жизни аристократической подлостью», на самом деле он просто обрел покой рядом с ней.
Герцен тогда был еще жив, он презирал «эту падшую женщину», но именно Мэри стала для Огарёва всем: помощницей, нянькой, медсестрой во время припадков эпилепсии. Он опять сочинял – написал поэму, завершил недописанное. Однажды в дом внезапно нагрянула Натали. Закатила истерику, стала требовать, упрекать, плохо отозвалась о Мэри… И тут всегда кроткий Огарев взорвался и выставил жену за дверь. Больше они не виделись. Поскитавшись по Европе, Натали Огарева вернулась в Россию и прожила 37 одиноких лет, мучаясь тяжелыми снами. В мемуарах она назвала свою жизнь омраченной «печатью проклятия».
В июне 1877 года припадок свалил Огарева на улице. Упав, он повредил позвоночник и умер в больнице, не приходя в сознание.
«Горячее, привязчивое, честное сердце. Он верил во все и во всех, а жизнь обманула его...» – сетовала родственница.
Мэри похоронила его на протестантском кладбище, прикрыв глазницы медными русскими пятаками.
Прах Огарева попал в Москву лишь в 1966 году. Теперь он лежит на Новодевичьем кладбище, недалеко от Воробьевых гор, где когда-то пылкие мальчишки клялись в вечной дружбе. А об их «браке втроем» поставили спектакль «Лондонский треугольник», убеждающий публику, что даже самый умный мыслитель бессилен перед красивой стервой.
Александр Герцен – цитаты
- Мучительная любовь не есть истинная.
- Cовременная мораль не имеет никакого влияния на наши действия; это милый обман, нравственная благопристойность, одежда – не более.
- Сознается в вине только сильный. Скромен только сильный, прощает только сильный... да и смеется сильный, часто его смех — слезы.
- Есть эгоизм узкий, животный, грязный, так как есть любовь грязная, животная, узкая.
- Человек, строящий свой дом на одном сердце, строит его на огнедышащей горе. Люди, основывающие все благо своей жизни на семейной жизни, строят дом на песке.
- Без равенства нет брака. Жена, исключенная из всех интересов, занимающих ее мужа, чуждая им, не делящая их, — наложница, экономка, нянька, но не жена в полном, в благородном значении слова.
- Несчастья приносят ужасную пользу: они поднимают душу, возвышают нас в собственных глазах.
- Хронического счастья так же нет, как нетающего льда.
- Человек, объятый сильной страстью, – страшный эгоист.
Николай Огарев – цитаты
- Я всегда ненавидел ревность, она слишком похожа на зависть.
- Уверенность в себе и энергия – вот что нужно, а отчаяние ведет к тому, чтобы ничего не делать.
- Мистицизм приводит к бездействию; упование на силы небесные мешает приводить в порядок дела земные.
- Красота женщины, колыхание моря, любовь и ненависть, философское раздумье, тоска Петрарки, подвиг Брута, восторг Галилея перед великим открытием и чувство, внесенное в скромный труд Оуэна, – все это составляет для человека поэтическое отношение к жизни.
- Подчинение правде, независимой от личных интересов и желаний, – в этом вся честность, вся нравственность.
- Человек так устроен от природы, что, раз познав женщину, он должен продолжать. Говорят, что это физическая необходимость; я не верю этому; я убежден, что чистый человек должен избегать всякой связи, чуждой любви, хотя бы в ущерб своему физическому благосостоянию.
- Моя душа распалась надвое. Вражда между дружбой и любовью разорвала меня. Она с обеих сторон для меня оскорбительна... Все горит в груди, то плачется, то все так сожмется, что и плакать не могу. В жизнь мою я не страдал так.
Понравилось? Подпишись на наш канал и читай:
Алла Горбач (с) "Лилит"