Данный материал является продолжением статьи «Модерн в Ярославле. Особняк «звездного мальчика»
В Ярославле памятники эпохи модерна образуют причудливое, но весьма органичное сочетание с древним наследием XVII века. Не схожие, казалось бы, стили роднит феерическое разнообразие архитектурных форм, изысканное богатство декоративного убранства. В обоих случаях можно отметить широкое применение многоцветных поливных изразцов, фигурного кирпича, художественных кузнечных изделий.
Одними из первых оценили новаторский потенциал модерна предприимчивые ярославские коммерсанты. На рубеже 19-20 вв. в городе был возведен ряд торговых заведений в новом «столичном» стиле. Модные товары отныне выставлялись в светлых просторных пассажах взамен прежних затесненных торговых рядов. «Шикарно-изысканная» архитектура служила лучшей рекламой, привлекая целевую аудиторию.
Торговый дом Манделя, начало XX в.
Ярким примером может служить «роскошный» магазин готовой одежды и мехов, принадлежавший богатому предпринимателю Манделю. Он открывал перспективу Угличской улицы – своеобразного «Кузнецкого моста» с многочисленными модными заведениями и кондитерскими (ныне пешеходная зона на ул. Кирова).
Здание построено по проекту ярославского архитектора Ивана Ивановича (Иоганна Иоганновича) Окерблома (1836-1909), шведа по происхождению. Особую выразительность строению придает арочное окно, обрамленное дорическими колоннами.
Некоторые исследователи усматривают в доме Манделя сходство с выдающимся памятником русского модерна – московским особняком миллионерши Александры Дерожинской работы Ф.О. Шехтеля. Действительно, в его облике также доминирует огромная арка (1901-1904).
Возможно, ярославский заказчик пожелал, чтобы зодчий ориентировался на лучшие столичные образцы.
«Торговое здание», 1911-1912 гг.
Очевидно, подобным стремлением к «столичному шику» руководствовались заказчики торгового здания на Большой Линии (ныне ул. Комсомольская, 5).
Оно построено в 1911-1912 гг. по проекту архитектора Н.Ю. Лермонтова (дальнего родственника великого поэта) на месте разобранного корпуса гостиного двора.
Дом М.О. Гидона, начало 20 в.
К началу 20 в. модерн безраздельно утвердился в Ярославле. Даже некоторые старые особняки переделывались тогда в модном столичном стиле. Примером может служить дом на Власьевской улице (ныне ул. Свободы, 14) постройки 1843 г. В начале 1900-х гг. он был кардинально перестроен в стилистике «северного» модерна.
В сдержанном декоре здания выделяются фактурные балконы, украшенные коваными решетками. Въездной портал оформлен в виде арки нордического замка. А декоративный орнамент из трех кругов (под карнизом) навевает мысли о «Кольце нибелунгов».
Перед революцией дом принадлежал М.О. Гидону, владельцу магазина готового платья. Модный «бутик» располагался на первом этаже здания. В городе тогда широкий резонанс получила история с приказчиком, тайно похитившем у Гидона безумно дорогую шубу. Злоумышленник долгое время оставался вне подозрений, пока за выпивкой не проболтался друзьям.
Дом Н.И. Бибикова, 1908 г.
Вообще, владельцев модерных особняков, людей ярких и своеобычных, зачастую окружали предания и легенды. Так, ярославцы сохранили благодарную память о неутомимом борце с тогдашней российской напастью – чахоткой (туберкулёзом), «враче от Бога» Николае Ивановиче Бибикове (1868-1926).
В 1909 г. в Ярославле его стараниями была учреждена служба скорой помощи. Свой опыт он старался передать молодёжи. В городской гимназии его популярные лекции собирали огромную аудиторию. Заболевших гимназистов, особенно живущих без родителей, Бибиков всегда лечил бесплатно.
Долгие годы дружеские отношения связывали его с великим русским певцом, уроженцем Ярославля, Леонидом Собиновым. В городе Бибиков также был известен как увлеченный библиофил, знаток древней словесности. Большой популярностью пользовался сделанный им перевод «Слова о полку Игореве». Литературный труд был издан ярославской типографией Еллия Вахрамеева, и сегодня является книжным раритетом.
В 1908 г. по заказу Н.И. Бибикова на Любимской улице (ныне ул. Чайковского, 23 а) был возведен особняк в стиле модерн, представляющий собой оригинальный парафраз неоготики.
Образ дома построен на контрастах. Строг и лаконичен, как основа сущего бытия, первый этаж. Второй же этаж, как символ неудержимого стремления, разражается буйным переплетением стрельчатых арок.
В 2000-е годы особняк был возрожден усилиями ярославской общественности. Сегодня в нем располагается «Музей современного искусства»