Найти в Дзене
Экономика дилетанта

В чем сила и слабость Саудовской Аравии

Оглавление
изображение взято из открытых источников
изображение взято из открытых источников

Саудовская Аравия является ключевым игроком в геополитике Ближнего Востока, с которой приходится считаться всем ведущим державам мира. Являясь лидером картеля стран-нефтедобытчиков ОПЕК, страна является одним из главных регуляторов цен на черное золото в мире.

Давайте посмотрим, какие плюсы и минусы есть у данной страны в экономическом разрезе.

Плюсы

  • 1.Ключевой производитель нефти с более чем 15% доказанных мировых запасов, ведущая роль в ОПЕК

Здесь думаю первый плюс не вызывает сомнений ни у кого. В марте 1938 года в Саудовской Аравии были открыты колоссальные нефтяные месторождения. Из-за начала Второй мировой войны их разработка началась лишь в 1946 году, и к 1949 году в стране уже была хорошо налаженная нефтяная индустрия. Нефть стала источником богатства и процветания государства.

После этого страна наращивала свое влияние на мировом рынке, спровоцировав появление ОПЕК в 1960, куда изначально вошли 5 стран нефтедобытчиков, а затем еще 8.

Являясь лидером по добыче нефти в мире, страна имеет колоссальное влияние на регулирование цен и переговоры с другими странами по вопросам добычи и поставок нефти на мировой рынок.

Можно вспомнить конфликт Сечина с королевской семьей арабской страны по вопросу сокращения добычи нефти, который закончился капитуляцией главы "Роснефти".

Благодаря украинскому конфликту, и последовавшему позже энергетическому кризису, страна за первое полугодие 2022г. получила рекордные прибыли от экспорта нефти из-за высокой ценны за баррель.

Так же стоит отметить, что данные по разработке, добычи нефти являются закрытыми данными для иностранных граждан.

  • 2. Сильные финансовые буферы

Второй плюс вытекает из первого. Лавируя между поддержанием спроса на нефть мире и установлением высоких цен на черное золото, Саудовская Аравия смогла накопить достаточно финансовых резервов на случай обвала нефтяного рынка.

Кроме того, наследный принц короля Саудовской Аравии Мухаммед ибн Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд, который фактически осуществляет ведение внешней и внутренней политики страны, начал проводить курс на снижение зависимости экономики страны от нефтяных доходов.

Плюс в традиционной сильно религиозной стране, которая фактически жила по законам шариата, начали ослабевать ограничения в особенности касающиеся женщин и въезду иностранцев на территорию страны.

Саудиты по примеру соседей из ОАЭ стараются привлечь в страну иностранные инвестиции и компании, пока не особо успешно, но тенденция положительная.

  • 3. Активизация усилий по диверсификации экономики в рамках программы Vision 2030

Vision 2030 - программа по уменьшению нефтезависимости страны диверсификации её экономики и развитию государственного здравоохранения, образования, инфраструктуры, рекреационной сферы и туризма.

Как понятно из названия, первая фаза данной программы должна завершиться в 2030г.

Главными целями являются развитие частного сектора экономики, более полная интеграция Саудовской Аравии в мировую экономику, увеличение экспорта ненефтяных производств, увеличение рабочих мест и количества иностранных высококвалифицированных работников, создание зеленых городов.

На данный проект правительством арабской страны выделены колоссальные средства, итог пока подводить рано, скорее всего цели будут исполнены в меньших объемах, чем планируется.

  • 4. Улучшение дипломатических отношений с соседними странами

У Саудовской Аравии всегда была не мало соперников в ближневосточном регионе и не только. Например, до сих пор длится конфликт саудитов с Йеменом, а по факту с Катаром на территории Йемена, своим давним врагом, который находится под протекцией США.

Стоит отметить, что Саудовская Аравия за последние годы наладило отношения с Ираном, что однако мешает наладить отношения с Израилем из-за давнего конфликта этих стран.

В принципе сейчас королевская семья понимает, что для осуществления своих внутренних и внешних задач надо умело вести дипломатические связи, но не отказываясь от политики "мягкой силы" когда надо.

Минусы

  • 1. Экономика по-прежнему определяется нефтяным сектором и бюджетными расходами, несмотря на усилия по диверсификации, медленный прогресс в реформах

Несмотря на положительные сдвиги, Саудовская Аравия по прежнему сильно зависит от нефтедоходов, которые являются доминирующим звеном формирования национальной казны.

Являясь моно сырьевой экономикой, тяжело заставить развиваться другие отрасли на международном конкурентом уровне.

Плюс на экономику влияют все равно сильно традиционные религиозные догмы.

Может быть ,саудиты чуть опоздали со сменой курса, что увело немало потенциальных инвесторов в ОАЭ и Катар. Однако, перспективы для диверсификации экономики и ее перестройке имеются при сохранении нынешнего курса.

2. Зависимость от иностранных рабочих

Очень долго доля иностранных работников в производственном секторе составляла 90 процентов от общего числа. Также в так называемых не престижных профессиях задействованы до сих пор рабочие из бедных стран Юго-Восточной Азии.

Саудиты предпочитают работать в гос органах или административных должностях, не считая правильным работать в производстве или сфере услуг.

Сначала 2017 года в Саудовской Аравии наблюдалось рекордное количество иностранных рабочих, покидающих страну, поскольку правительство Саудовской Аравии ввело более высокие сборы с иностранных работников, из-за этого более 677 тыс. иностранцев покинули королевство. Это мало что сделало для снижения уровня безработицы, который вырос до 12,9 %, самого высокого уровня за всю историю наблюдений.

Таким образом, правительство никак не может снизить количество иностранных рабочих в том числе из-за высоких социальных льгот для граждан своей страны.

3. Геополитическая неопределенность

Лавирование между союзниками и врагами мешает построить в стране инвестиционный приоритет, а также долговременные связи в разных отраслях экономики.

Также на перспективах страны не хорошо сказался конфликт с США в 2018 году, ведь без поддержки штатов тяжело добиваться консенсунса в отношении с многим количеством страны.