Вторая заповедь Закона Божия: «Не сотвори себе кумира…»

2,7K прочитали
«Не сотвори себе кумира и всякого изображения того, что на небе вверху, и на земле внизу, и в воде ниже земли; не поклоняйся и не служи им.

«Не сотвори себе кумира и всякого изображения того, что на небе вверху, и на земле внизу, и в воде ниже земли; не поклоняйся и не служи им.» В этой заповеди говорится о запрете служения идолам, в какой бы форме они не представали перед нами.

Мы помним, что Закон Божий был дан ветхозаветному пророку Моисею в те времена, когда люди обожествляли силы воздуха, воды, земли, недр. Каждой из стихий, а также видами человеческой деятельности управлял свой бог или богиня. Вспомним многоликий пантеон богов древних римлян, греков или славян. Им устанавливали статуи - идолов, которым приносили жертвы и молились.

Но это не значит, что верующие христиане, признающие лишь одного Триединого Бога, не поклоняются идолам и кумирам. Ведь зависимость до уровня страсти может быть от чего угодно: от денег, от славы, от игры, от работы, от семьи, от любимого человека, артиста, блогера или певца. Откровение Иоанна Богослова предупреждает об усилении язычества в разных его проявлениях в последние времена, говоря о порабощении людей богатствами, страстями и суевериями (Откр.9:20–21).

Фактически всё, чему человек всецело отдает всё свое сердце, мысли и время становится для него кумиром. Почему это плохо? Потому что в этом уже нет места для любви к Богу и ближним, человек сосредоточен только на одном. И если он и молится Господу, то только о том, что приближает его к кумиру или создает для кумира «режим благоприятствования». Например, если человек жаждет денег, он будет молить Бога о даровании выгодного контракта, о выигрыше в лотерею или о богатом муже. Или, допустим, если девушка постоянно озабочена тем, чтобы красиво выглядеть, круг ее интересов и душевных устремлений будет ограничен косметологами, фитнесс-клубами, пластическими хирургами и брендовыми обновками.

Еще бывает, что человек превращает в кумира самого себя – настолько он считает себя замечательным, лучше, умнее и выше других. Это может также выражаться в полном убеждении, что всё в твоих руках. В этом случае человек ставит свою волю вровень с Волей Господа, то есть фактически обожествляет себя.

Нередко приходится слышать такой вопрос: «А поклонение иконам и другим святыням разве не противоречит второй заповеди?» Не противоречит. Потому что мы не поклоняемся иконам или Кресту как предметам, не подменяем ими Бога. Но они для нас являются отражением «Горнего мира», символами исповедания нашей веры, которые помогают молитвенному общению с Господом, Пресвятой Богородицей и святыми.

В этом смысле иконописные изображения можно сравнить со словами, которыми написана Библия и тот же Закон Божий. Ведь мы, когда пишем или читаем слово «Бог» не подменяем им истинного Бога? Так и с иконами, которые в линиях и красках передают то, что в Священном Писании описывается словами. И когда мы молимся перед иконой, мы молимся не изображению, но Тому, кто на ней изображен. Не будем забывать, что, по преданию, Сам Спаситель даровал Свой Нерукотворный образ эдесскому князю Авгарю, помолившись перед которым тот исцелился.

Не спорит со второй заповедью и почитание святых, их икон и мощей. Они всей своей жизнью, духовными подвигами или мученической кончиной во имя веры приблизились к Богу. Поэтому мы молитвенно обращаемся к ним, пребывающим у престола Божьего, как к ходатаям за нас, как к заступникам, но не как к божествам. Мы помним по Евангелиям, как Господь нередко по молитве одних людей, помогал тем, за которых они молились. В этом как раз и состоит суть нашей соборной апостольской Церкви – вместе идти к Богу, вместе молиться и помогать друг другу достичь спасения. И в нашей Церкви едины и живые, и те, кто уже молит за нас Бога в Царствии Небесном.

Я постарался как можно доступнее объяснить вторую заповедь, чтобы вы могли объяснить ее даже детям. Надеюсь, у меня получилось? Буду признателен за комментарии.