Найти тему
Бумажные комиксы

«Тёмные ночи. Металл смерти. Книга 2» Скотта Снайдера и очень большой компании (последние часы перед грандиозным финалом)

Всё это попросту не укладывается в голове. Мы многое повидали. Но никогда ещё не сталкивались с кризисом таких масштабов. Откуда нам знать, готовы ли мы к грядущей войне?

Сказать по правде, вторую книгу «Металла смерти» довольно сложно поначалу читать.

На бескрайних межзвёздных просторах получивший «безграничное могущество» Бэтмен, Который Смеётся («кошмарное существо, цель которого – раз и навсегда положить конец великой истории») дерётся с Перпетуей, матерью Мультивселенной. И пусть «две космические сущности класса “омега”» бьются довольно эффектно («странные боги обрушивают друг на друга космические ужасы»), но интригу сюда не нацепишь, никакой Супермен тут уже не поможет, а потому за итоговый результат почему-то никак не переживаешь.

Меж тем земляне всех мастей готовятся к неминуемой гибели, понимая, что «безопасного места не осталось во всём мироздании», и если у супергероев и есть какой план, то он далеко не блестящий и вовсе не обнадёживающий. Пессимизма нагнетает и Хроникёр, «слуга Источника всего сущего», в срочном порядке принимающий дособирать всю историю планеты. Уже одним только своим присутствием он неумолимо подчёркивает, что «финальное противостояние с самим забытьём» не только неизбежно, но и заранее обречено.

– Я пришёл сюда только для того, чтобы зафиксировать происходящие события, чтобы они не были преданы забвению, даже когда всё закончится. Эти истории стоят того, чтобы их помнили, но не того, чтобы из-за них переживали.
– Погоди… Неужто это и в самом деле конец?!
– О да. А значит, больше нет смысла терять время. Мне ещё многое предстоит узнать, прежде чем эта невероятная вселенная погибнет.
Разворот из графического романа «Тёмные ночи: Металл смерти. Книга 2» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Разворот из графического романа «Тёмные ночи: Металл смерти. Книга 2» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

Так что по крайней мере первую сотню страниц (что составляет четверть весьма упитанной книги) перелистываешь без чувства, что ли, личного соучастия: ну да, ну да, всё погибнет, все погибнут, слышали-слышали, давайте уже дальше (мы же знаем, что на самом деле «у таких историй вообще нет конца»).

Не помогает (или помогает не особо) даже комическая вставка с обновлёнными биографиями ключевой троицы супергероев, появившаяся после того, как Лобо заполучил тот самый металл смерти, дающий его владельцу не только «безграничную мощь», но способность как угодно «переписать историю». «Целая карманная вселенная, которую я могу перекраивать, как захочу!» – радуется Самый Крутой Мужик как ребёнок, и вот уже Чудо-Женщина (в его версии) делится со всеми сокровенным: «Лобо – реальный мужик. И я готова тискаться с ним хоть всю ночь напролёт!»

И даже Бэтмен, Который Всех Барсучит (он «вживил себе ДНК кзарнийца» и «стал страшнейшим кошмаром Мультивселенной и крутейшим мужиком из ныне живущих», забывшим про Аркхем и посылающим всех «ушлёпков прямиком в ад») радует не то чтобы сильно: за последние годы видали мы уже всякого, а потому что симпатии, что антипатии раздаём уже не так активно, как бывало некогда…

Разворот из графического романа «Тёмные ночи: Металл смерти. Книга 2» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Разворот из графического романа «Тёмные ночи: Металл смерти. Книга 2» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
– Почему ты не сделаешь это сам? Прояви себя героем наконец.
– Я слишком слаб, Диана. Да и в любом случае это задание предназначено тебе. Супермен взывает к лучшему в нас. Бэтмен воюет с нашими тёмными сторонами. А ты… всегда ищешь истину. И истиной в этой последней войне является металл, который либо поможет нам выжить, либо убьёт всех нас.

Но что-то меняется вдруг после того, как Супермен (аккурат на сотой странице) обращается ко всем собравшимся с потенциально пламенной речью: «С этой секунды мы будем биться плечом к плечу, каждое живое существо на этой…» – но формально погибший уже Бэтмен перебивает его недовольным хмыканием, после чего его друг тут же поправляется: «Прошу прощения. Каждое существо… Живое, мёртвое или воскресшее… Все мы будем биться как один!» – и только тогда получает готэмское одобрение: «Вот так-то лучше».

Впереди – последняя ночь и последняя смертельная битва наутро, а сейчас начинаются «Последние истории вселенной DC», которые внезапно меняют всё отношение к книге – потому что привыкшие сражаться с инопланетной нечистью супергерои вдруг снова, как когда-то, становятся людьми, обычными смертными, понимающими, что жить им осталось совсем недолго, весьма вероятно – вот эти несколько быстро пролетающих часов…

«До завтрашнего утра всё, что нам остаётся, – лишь ожидать свою судьбу», – даже Тёмный Рыцарь нынче мрачнее (но при этом и человечнее!) обыкновенного.

Разворот из графического романа «Тёмные ночи: Металл смерти. Книга 2» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Разворот из графического романа «Тёмные ночи: Металл смерти. Книга 2» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Боль, которая обжигает твою душу… Это боль каждого мученика, каждой жертвы. Она сидит в тебе. И когда придёт время, ты испытаешь её сполна. Ту боль, что толкает нас вперёд и не оставляет другого выбора, кроме как победить. Она и делает нас теми, кто мы есть.

Юные Титаны разных мастей сперва разбиваются по кучкам и грустят («Не все из нас вернутся…»), а потом объединяются и смеются общим воспоминаниям. Зелёная Стрела зовёт Чёрную Канарейку на свидание и чуть не делает ей предложение. Аквамен пишет прощальное письмо дочери. Дик мирится с Барбарой и условно на ней женится…

И лишь Супермен, перед тем как провести время с семьёй, создаёт «импровизированную машину времени», которая бессчётное число раз отправляет его «в прошлое примерно на один час» – что позволяет ему и в последнюю ночь что есть сил помогать людям, творя добрые дела и тем самым возвращая согражданам утерянную уже надежду…

– А разве солнце уже не должно было взойти?
– Олли, утром мы будем сражаться в битве, в которой невозможно победить. На твоём месте я бы не торопила солнце.

И вот тут – появляется интонация. Что-то звенит – словно вилкой по хрустальному бокалу – и образуется некое ощущение, придающее всей этой многоступенчатой и необыкновенно разветвлённой истории если не смысл (требования к нему могут разниться), то хотя бы чувственность – а это зачастую и есть то самое главное, чего жаждут от книжек читатели. Не секрет ведь, что мы хотим не только поражаться, но и сопереживать, и вот для этого наконец открывается широкое поле возможностей.

И в этом заигравшемуся в непрошибаемую суровость Скотту Снайдеру (духовному отцу и художественному, если так можно выразиться, руководителю «последнего концерта во вселенной DC») помогают где-то два десятка сценаристов и ещё больше, пожалуй, художников. В списке авторов – как хорошо знакомые нам имена вроде Джошуа Уильямсона и Джеймса Тайниона IV, Джеффа Джонса и Джеффа Лемира, так и те, кого легко счесть новичками по крайней мере на русскоязычной территории; так же и с графикой, за которую отвечают не только Грег Капулло, Фрэнсис Манапул и Рафаэль Альбукерке, но и многие другие их менее именитые коллеги.

И вот все вместе они добиваются по-своему поразительного результата – переплавляя тяжеловесный (во многих отношениях) том в героический эпос, полный не только подвигов, но и сострадания.

Завтра защитники Земли отправятся на самоубийственную миссию. Чтобы будущие поколения могли жить на этой планете, нам придётся погибнуть.
Разворот из графического романа «Тёмные ночи: Металл смерти. Книга 2» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Разворот из графического романа «Тёмные ночи: Металл смерти. Книга 2» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

Ну и уже потом – отчаянные бои, невероятная битва, разделённая на несколько осколочных эпизодов, в каждом из которых героям придётся столкнуться «с их самыми худшими страхами», «с их жуткими версиями, которые давным-давно сочли свои идеалы глупыми и предали их ради того, чтобы стать сильнее».

Сражается Супербой-Прайм, некогда «в приступе гнева расколовший вселенную», а потому отвергнутый современниками и «практически забытый» потомками.

Вместе с Болотной Тварью сражаются все те, кого мы порой ошибочно называем «чудовищами».

Даже Пингвин – и тот на поле боя!

«Герои и злодеи бьются плечом к плечу за общее дело», не говоря уже об обычных людях: вклад в борьбу Лоис Лейн, быть может, самый душераздирающий. Порой твоим вкладом может стать простое, казалось бы, решение не закричать – чтобы тем самым не завлечь любимого в ловушку… «Своим криком я обреку его на смерть… Как и всех нас», – понимает она и не колеблется: «И если мне суждено пожертвовать собой… Так тому и быть».

Но даже тут – не забыты характеры. Героизм героизмом, но Джон Константин вовсе не собирается безоглядно бросаться в атаку: «Слышь, Стрела, если честно, махать кулаками и огребать люлей – не совсем моё. Уж лучше я покурю в сторонке, пока этим занимаются придурки в трико вроде вас». Однако даже в баре, куда он отправляется со своей альтернативной версией чего-нибудь выпить, находится место для пусть маленького, но Поступка.

Да, вероятно, «у этой войны… не будет счастливого исхода», но как кричит один из тех, кто не собирается сдаваться: «Пусть на этой планете полный бардак, зато она наша!»

В этой битве мы сражаемся вместе. И каким бы ни был её исход, я чувствую, что в нашем единстве – залог победы.
Разворот из графического романа«Тёмные ночи: Металл смерти. Книга 2» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Разворот из графического романа«Тёмные ночи: Металл смерти. Книга 2» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

Чему нас учит эта книга?..

Как минимум этому:

Диана осознаёт, что самое главное – это биться до конца, даже если нет никаких шансов на победу, награду или признание. Биться не ради этого мгновения, даже не ради следующего, но за нечто большее, чем являешься ты сам… За мечту о том, кем мы можем стать. За мечту, которая объединяет каждого, пронизывая пространство и время.

Нет войне.

Но если она уже идёт – не отступай.

Даже если твой противник ощутимо могущественнее и кажется, что одолеть его невозможно.

Сражайся – хотя бы уже потому, что определять победителя будут не только здесь и сейчас, но и на суде у Вечности.

Которая и вынесет свой вердикт, отметя всё суетное и напускное – и оставив только самое главное.

Чистоту помыслов.

Я не знаю, как закончится эта история. Хотя нет… Может, и знаю. Она закончится так же, как и все остальные. На последней странице будет надпись «Продолжение следует»… Как всегда.
Обложка графического романа«Тёмные ночи: Металл смерти. Книга 2» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Обложка графического романа«Тёмные ночи: Металл смерти. Книга 2» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

#Тёмныеночи #Металлсмерти #БэтменКоторыйСмеется #СкоттСнайдер #ДжеймсТайнионIV #ДжошуаУильямсон #ГрегКапулло #комиксы #графическийроман #книгиовойне

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

«Тёмные ночи. Металл смерти. Книга 1» Скотта Снайдера и большой компании

«Тёмные ночи: Бэтмен. Металл. Книга 1»

«Тёмные ночи: Бэтмен. Металл. Книга 2»

«Бэтмен, Который Смеётся» Скотта Снайдера

«Бэтмен / Fortnite» Кристоса Гейджа: «Эпицентр»

«Лига Справедливости» Скотта Снайдера, Джеймса Тайниона IV, Джошуа Уильямсона: «Справедливости нет»

«Лига Справедливости» Скотта Снайдера: «Тотальность»

«Бэтмен» Скотта Снайдера: «Последний рыцарь на Земле»

«Бэтмен» Джеймса Тайниона IV: «Бэтмены навсегда»

«Джокер» Джеффа Лемира и Андреа Соррентино: «Убийственная улыбка»

«Флэш» Джошуа Уильямсона: «Война Флэшей»

«Бэтмен» Джеффа Джонса: «Три Джокера»

«Бесконечный Кризис» Джеффа Джонса и Фила Хименеса

«Кризис на бесконечных Землях» Марва Вулфмена и Джорджа Переса

32-й анонс «Бумажных комиксов»: пять новых книг о борьбе за правое дело

Продолжение следует! Ставьте лайк, комментируйте и подписывайтесь!