Сегодня мы осмотрим ещё один район Омска, куда в прошлые путешествия я не заглядывал. Он называется «Порт-Артур», и нетрудно догадаться, что возник он во время или сразу после русско-японской войны, когда во многих городах вдоль Транссиба стихийно возникали такие посёлки, где селились демобилизованные солдаты. Свой «Порт-Артур» был и в Иркутске, но этот топоним на сохранился – сейчас это Ново-Ленино. А в Омске (как и, например, в Челябинске) он так и называется по сей день, а в административном отношении относится к Ленинскому району города.
День начался с того, что я приехал из гостиницы на вокзал, оставил вещи в камере хранения и пошёл дальше налегке, описав большой пешеходный круг по Ленинскому и Октябрьскому районам.
Памятник Ленину (1959) на привокзальной площади.
В этом доме с башенкой я каждый раз, бывая в Омске, обедаю в одной из сетей фастфуда.
Дом 20-30-х годов для работников железной дороги, опоясывающий целый квартал на улице Лобкова.
Через дорогу – тоже конструктивистский дом. Как раз в ту пору, в 1930 году, бывшая станица Атаманская, а позже Ленинск-Омский, стал частью города (история Ленинского района Иркутска развивалась примерно так же). Этот район я более подробно осматривал в один из предыдущих приездов в Омск.
Южнее, на улице Калинина, хрущёвки с «шахматным» орнаментом.
Эта улица ведёт меня через промзону.
Ныряет под железную дорогу, потом ещё раз.
В развилке между дорогами стоят величественные заводские корпуса (кажется, завод «Трансмаш»).
Далее дорога превращается в 1-ю улицу Красной Звезды и выводит непосредственно в «Порт-Артур».
Этот район практически полностью занят частным сектором.
Улицы, за исключением магистральных, не заасфальтированы.
Здание на улочке 2-й Красноармейской выглядит как костёл или кирха, но таковым не является. Возможно, начали строить именно в таком качестве, а потом передумали.
Зато мечеть «Сейтхазы» на улице Кутузова – вполне настоящая (конечно, современной постройки). Вообще значительную часть населения этого района составляют мусульмане – как местные татары, так и приезжие из Средней Азии. Много также цыган. Православный храм в районе тоже есть, но далеко на юге, куда я не дошёл.
Так что администрация знает, где вывешивать поздравление с Рамаданом.
В центре посёлка – относительно благоустроенная «Площадь Звезды». Дальше на юг от неё ведёт улица 1-я Трамвайная, где трамваи отродясь не ходили (но были такие планы в 30-х годах, когда улице и дали название).
Раньше тут был и свой культурный центр. Бывший кинотеатр, а ныне торговый комплекс «Мир».
Рядом – школа.
2-я улица Красной Звезды. Пейзажи, как видим, абсолютно деревенские.
А заводы возвышаются вдали, как замки феодалов.
Дошёл до озера Мохового.
Но до воды не добраться из-за плотных зарослей камыша. Хотя над озером летает, оглушительно галдя, множество птиц.
Ещё одна железнодорожная ветка.
Через неё ещё надо найти переход.
Перешёл, подсмотрев, где это делают местные жители.
За дорогой – ещё небольшая часть «Порт-Артура».
Кроме частного сектора, тут уже есть двухэтажки. Например, на улице 1-й Комсомольской (про обилие «номерных» названий улиц в Омске приходится писать чуть ли не в каждом посте).
Вышел к другому, более крупному озеру, которое называется Чередовое.
Уж не знаю, что за эстакаду тут хотели строить.
Дальше «Порт-Артур» заканчивается и начинается промзона ПО «Иртыш». О районе, примыкающем к этому заводу, расскажу в следующей части.
Что ж, сегодня мы осмотрели не самый комфортный для туриста (и для жителей, наверно, тоже) район Омска. Но если будет реализован проект переноса столицы – а Омск является кандидатом номер один на эту роль – то в городе, и в этом районе в частности, всё изменится в лучшую сторону. Думаю, даже и на Трамвайной улице появится трамвай. Омичи, если вы это читаете, подхватывайте идею Юрия Крупнова и пропагандируйте перенос столицы! (Хотя, как я писал неоднократно, мои личные «фавориты» в этом отношении – Глазов в Удмуртии и Тобольск, расположенные подальше от границы, но и Омск я готов информационно поддержать).