Найти в Дзене

Dutra DR50 – нестандартный венгерский самосвал

Всем привет! Венгерский автопром в основном известен нам в основном благодаря классическим Ikarus200й серии, но страна не могла не выпускать и собственные грузовики. Я уже писал на канале о тамошнем труженике Csepel-D450, и к нему можно вернуться здесь. А сегодня я расскажу о необычном венгерском самосвале, нашедшем свое применение не только у себя на родине, но и в нашей стране, - Dutra DR50. История нашего героя началась в 1956 г. на будапештском заводе, название которого переводится как «Красная звезда». Машина предполагалась как строительная техника, поэтому многие ее конструктивные элементы были подобраны из-за специфики применения. Первое, что бросается в глаза – увеличенные задние колеса и широкий кузов, похожий на те, что уже устанавливались на карьерные самосвалы, и вмещавший 6 т. Платформой же для машины послужил колесный трактор, и это венгерские машиностроители отразили даже в названии своего детища: название состоит из сокращенных слов dumper и tractor. Кабина водителя у п

Всем привет!

Венгерский автопром в основном известен нам в основном благодаря классическим Ikarus200й серии, но страна не могла не выпускать и собственные грузовики. Я уже писал на канале о тамошнем труженике Csepel-D450, и к нему можно вернуться здесь. А сегодня я расскажу о необычном венгерском самосвале, нашедшем свое применение не только у себя на родине, но и в нашей стране, - Dutra DR50.

Источник фото: auto.vercity.ru
Источник фото: auto.vercity.ru

История нашего героя началась в 1956 г. на будапештском заводе, название которого переводится как «Красная звезда». Машина предполагалась как строительная техника, поэтому многие ее конструктивные элементы были подобраны из-за специфики применения. Первое, что бросается в глаза – увеличенные задние колеса и широкий кузов, похожий на те, что уже устанавливались на карьерные самосвалы, и вмещавший 6 т. Платформой же для машины послужил колесный трактор, и это венгерские машиностроители отразили даже в названии своего детища: название состоит из сокращенных слов dumper и tractor.

Кабина водителя у первых машин отсутствовала, зато имелась очень интересная опция: у самосвала было два руля, а кресло можно было перевернуть и двигаться в обратном направлении без разворота самой техники. Это позволяло экономить время на строительстве.

Источник фото: auto.vercity.ru
Источник фото: auto.vercity.ru

Справа от водителя располагался капот, под которым скрывался мотор, развивавший 60 л. с. при объеме 5,3 л. С ним была состыкована 4-ступенчатая коробка передач, с которой можно было разогнаться до 34 км/ч как вперед, так и назад.

Dutra DR50 выпускался до начала 60х гг., и в 1961 г. переживал модернизацию: появилась полноценная кабина, но при этом исчезла опция в виде двух рулей и разворота кресла:

Источник фото: auto.vercity.ru
Источник фото: auto.vercity.ru

С одной стороны, Dutra DR50 оказался надежным и маневренным, но с другой – работа на нем предполагала немало опасностей: при разгрузке центр тяжести машины смещался назад, и техника могла просто опрокинуться. Это нередко приводило к летальным исходам. Отдельный недостаток – отсутствие гидроусилителя руля, что также составляло трудности при управлении техникой в пределах стройплощадки.

Тем не менее, самосвал стал постепенно занимать себе место под солнцем. Он использовался не только на строительстве, но и в сельском хозяйстве:

Источник фото: commons.wikimedia.org
Источник фото: commons.wikimedia.org

По некоторым данным, около 6000 таких машин попало и в СССР, но они не получили у нас широкого распространения из-за опасности опрокидывания при разгрузке. Но собственных самосвалов в нашей стране не хватало, поэтому венгерским гостем приходилось пользоваться, при этом добавляя фиксатор сзади для удержания техники на месте:

Источник фото: auto.vercity.ru
Источник фото: auto.vercity.ru

В 60х гг. стали появляться новые самосвалы, которым Dutra DR50 сильно уступал по безопасности, и поэтому последний быстро сошел на нет. Сегодня доподлинно не известно о сохранившихся в наши дни экземплярах, но на просторах Интернета встречаются цветные снимки этого самосвала:

Источник фото: commons.wikimedia.org
Источник фото: commons.wikimedia.org

Dutra DR50 – необычная венгерская техника, которая требовала особенного подхода к управлению. Но до поры до времени это ей никак не вредило, лишь когда конструкторы стали создавать новые самосвалы, она закономерно сдала свои позиции и сегодня не дает себе забывать благодаря энтузиастам.

Встречался ли вам такой самосвал? Пишите в комментариях, буду рад обратной связи.

А у меня на этом все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до скорой встречи!