Когда в конце XIX столетия начинающий французский художник стремился изменить мир искусства к лучшему, у него всё получилось сделать именно так, как он и задумывал. Жорж Сёра (годы жизни 1859-1891) недолго формально обучался в Школе Изящных Искусств в Париже – столице Франции – одной из самых престижных художественных академий в стране. Вернувшись с военной службы в 1879 году, он решил разработать новую технику живописи, в наши дни известную как пуантилизм.
Сёра показал общественности свою первую крупную картину на выставке Группы Независимых Художников, правда, он остался сильно недоволен ею, поэтому и стал одним из основателей Салона Независимых. Всё это и его уникальный математический подход к художественному искусству, который зажёг неоимпрессионизм, были лишь некоторыми из его достижений. К сожалению, жизнь Сёра внезапно оборвалась из-за неизвестной болезни, он скончался в возрасте 31 года. В этой статье вы откроете для себя некоторые из самых известных произведений в творчестве художника-постимпрессиониста Жоржа Сёра.
1 место. «Воскресный День на Острове Гранд-Жатт»
- Дата создания: 1884-1886 годы
- Размеры: 207,6 х 308 сантиметров
«Воскресный День на Острове Гранд-Жатт» – это монументальное произведение искусства кисти Жоржа Сёра. Это его самая знаменитая картина, полностью воплотившая в себе технику пуантилизма, которую он усовершенствовал в самом начале 1880-ых годов.
На полотне изображается большое количество людей, отлично проводящих своё свободное время на Гранд-Жатт – острове на реке Сене. Данный относительно большой остров расположен в северо-западном пригороде Парижа, в своё время он был крайне популярным местом для отдыха парижской буржуазии той поры, особенно для общения с проститутками.
2 место. «Купальщики в Аньере»
- Дата создания: 1884 год
- Размеры: 201 х 301 сантиметр
«Купальщики в Аньере» стала самой первой монументальной картиной, созданной Жоржем Сёра, и считается сопутствующим произведением для предыдущей работы под названием «Воскресный День на Острове Гранд-Жатт». Смотря на оба полотна, создаётся впечатление, что все эти люди наблюдают друг за другом с разных берегов реки Сены.
В то время как вторая крупная работа Сёра изображает на себе буржуазию, «Купальщики в Аньере» полнится обычными простыми людьми, наслаждающимися купанием в реке. Фабрики, производящие облака чёрного дыма вдалеке, являются символами представления о том, что эти люди входят в состав рабочего класса. Жюри Парижского Салона 1884 года отклонило данную картину.
3 место. «Натурщицы»
- Дата создания: 1886 год
- Размеры: 200 х 249,9 сантиметров
«Натурщицы», также известная как «Модели», это третья из шести главных картин в творчестве Жоржа Сёра. Она была написана как реакция на критику, которую художник-постимпрессионист получил за две свои первые работы. Его пуантилистская техника была сочтена слишком холодной и неспособной передать реалистичное изображение предмета.
На полотне изображена одна и та же обнажённая модель в трёх разных позах, именно эта девушка в одиночку должна была противостоять всем критикам живописца. Он также включил в произведение часть своей буржуазной монументальной работы «Воскресный День на Острове Гранд-Жатт», которую можно лицезреть в верхнем левом углу картины. Дабы полностью завершить эту работу, Сёра произвёл большое количество этюдов обнажённой модели.
4 место. «Цирк»
- Дата создания: 1890-1891 годы
- Размеры: 185 х 152 сантиметра
Работа «Цирк» стала последней картиной, над которой трудился Жорж Сёра прямо перед своей смертью на 32 году жизни. Он умер в марте месяце 1891 года, и это произведение так и осталось незавершённым. Оно остаётся одной из самых интригующих картин в карьере Сёра, даже несмотря на то, что он так и оставил её незаконченной.
Это была третья крупная картина в серии работ на тематику цирка. На полотне изображается артистка цирка, стоящая на лошади, сюжет работы происходит внутри «Цирка Фернандо». Когда-то он располагался неподалёку от парижского района Монмартр, что совсем рядом с тем местом, где в те времена проживал сам художник.
5 место. «Парад»
- Дата создания: 1887-1888 годы
- Размеры: 99,7 х 140,9 сантиметров
«Парад», также известная как «Цирковое Представление», стала первой из трёх картин, в которых основным сюжетом является цирк. Хорошего начала данной серии у живописца не было, поскольку данная картина сразу же подверглась резкой критике. Произошло это в ту пору, когда она была впервые выставлена в Салоне Общества Независимых Художников в 1888 году.
Представление является прямой отсылкой к параду, проходившему за пределами стен «Цирка Корви» на площади Нации в Париже. Картина довольно мрачная просто потому, что её действие происходит в ночное время суток. Несмотря на первоначальную критику, работе всё же удалось стать очень влиятельным произведением искусства, поскольку именно она повлияла как на художников-фовистов, так и на художников-кубистов, трудившихся в самом начале XX столетия.
6 место. «Канкан»
- Дата создания: 1889-1890 годы
- Размеры: 170 х 141 сантиметр
«Канкан» – это вторая версия общей серии из трёх картин, связанных с цирком. На полотне изображается представление в «Мулен Руж» – популярном парижском кабаре, которое открыло свои двери незадолго до написания данной картины. Канкан – это название популярного танцевального номера, исполнявшегося здесь.
Это одна из самых обсуждаемых картин в творчестве Жоржа Сёра, главным образом из-за того влияния, которое она оказала на художников будущих поколений. В целом, эту картину в основном хвалили, но всё же были критики, считавшие её слишком прямолинейной. Однако именно это и укрепило репутацию Сёра как одного из самых новаторских живописцев своего времени.
7 место. «Пудрящаяся Девушка»
- Дата создания: 1889-1890 годы
- Размеры: 95,5 х 79,5 сантиметров
«Пудрящаяся Девушка» – это картина, на которой изображается любовница художника по имени Мадлен Кноблох (годы жизни 1868-1903), наносящая на себя современный на тот момент макияж. Отношения с этой девушкой живописец держал в строжайшем секрете, они открылись только лишь тогда, когда в 1890 году картина была выставлена на всеобщее обозрение.
На заднем плане полотна мы можем разглядеть странный предмет, висящий на стене, который выглядит как картина с изображением вазы с цветами. Первоначальный вариант произведения отображал на себе автопортрет самого Жоржа Сёра в зеркале. А это значит, что мастер полностью закрасил единственный из когда-либо созданных им автопортретов.
8 место. «Вид на Ле-Кротуа Сверху по Течению»
- Дата создания: 1889 год
- Размеры: 70,5 х 86,7 сантиметров
«Вид на Ле-Кротуа Сверху по Течению» изображает на себе живописную деревню в северной части Франции. Она располагается в департаменте Сомма, что в регионе О-де-Франс – самая северная часть государства. Сёра часто проводил летние месяцы на французском побережье и создал здесь несколько небольших картин и рисунков.
Полотно является одной из многих картин Сёра, на деревянной раме которых отчётливо видны заметные глазу точки, которые намного темнее, нежели на самом произведении. Это был ещё один приём, частенько использовавшийся художником, таким образом он делал свою картину более красочной, чем она была на самом деле. Техника пуантилизма заключалась ещё и в этом.
9 место. «Анжелика у Скалы»
- Дата создания: 1878 год
- Размеры: 83 х 66,3 сантиметров
«Анжелика у Скалы» – это неоклассическая картина в творчестве Жоржа Сёра, которую он написал в то время, когда всё ещё учился в Школе Изящных Искусств в Париже. На полотне отображается фрагмент гораздо более крупного произведения известного художника-неоклассика по имени Жан-Огюст-Доминик Энгр (годы жизни 1780-1867), которое носило название «Рожер, Освобождающий Анжелику».
Картина Энгра была вдохновлена итальянской поэмой XVI столетия под названием «Неистовый Орландо» от Людовико Ариосто. Сёра нарисовал лишь часть всей работы французского мастера. Он не включил в неё героического рыцаря Рожера, спасающего принцессу от ужасного морского чудовища.
10 место. «Верфь в Гавани Онфлёра»
- Дата создания: 1886 год
- Размеры: 79,5 х 63 сантиметра
«Верфь в Гавани Онфлёра» – это один из шести видов на гавань, которые Жорж Сёра завершил летом 1886 года. Онфлёр – портовый город на южном берегу реки Сены, что немного южнее крупного портового города Гавра во французском регионе Нормандия.
Он сделал несколько набросков на бумаге, прежде чем приступил к работе над этой картиной в своей мастерской. Поскольку Сёра в основе своей работал над рядом монументальных произведений, ему так и не удалось завершить данное творение. Особенно чётко это видно на бежевом переднем плане полотна. Вне зависимости от этого, она всё же считается одним из его величайших произведений в карьере.
#картины #интересное #интересные факты #стопочки #художники #искусство #живопись #творчество #сёра #жорж сёра