Страшный похититель детей, призраки, индеец-каратист — экранизация рассказа, написанного сыном Стивена Кинга, достойна лучших киноверсий книг его отца.
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Невино, Недомино», чтобы не пропускать наши новые публикации.
В июне 2022 года на широкие экраны множества стран мира — но не России — вышла картина «Чёрный телефон» (The Black Phone), тепло встреченная зрителями и критиками. Такая реакция вполне понятна: фильм, снятый маститым режиссёром Скоттом Дерриксоном по рассказу Джо Хилла (литературный псевдоним сына Стивена Кинга) с как всегда впечатляющим Итаном Хоуком в одной из главных ролей получился отменным.
«Чёрный телефон» рассказывает вроде бы типичную историю, которых так много в творчестве Кинга-отца: в сонном пригороде очередного американского города таинственный маньяк похищает мальчиков, и полиция никак не может выйти на след преступника. Однако очередная жертва (Мэйсон Темз) получает неожиданную помощь со стороны потусторонних сил, и шансы в казалось бы безнадёжном противостоянии уравниваются.
Главная прелесть «Чёрного телефона» — не в сюжете (который очень хорош и действительно напоминает творчество отца автора). Перед нами в первую очередь режиссёрское творение, и этим фильмом Дерриксон доказывает, что в жанре хоррора можно снимать оригинальное кино, даже экранизируя вроде бы вполне типичный сюжет и не пытаясь при этом зарываться в спасительный псевдоинтеллектуализм артхауса.
Значительная часть «Чёрного телефона» посвящена описанию жизни школьников, явно следуя моде, установленной «Очень странными делами» (которые, в свою очередь, реанимировали целый пласт кино 80-х с «Инопланетянином» и «Балбесами»). При этом картина Дерриксона незаметно ломает шаблоны, мешая детскую невинность с шокирующе взрослым контентом. Например, типичный буллинг, который можно видеть в каждом первом американском фильме, внезапно заканчивается жестоким избиением с выбитыми зубами и заливающей лицо кровью — но всё это происходит как бы между делом и тут же сменяется типовыми разговорами о девочках и проблемами неполной семьи.
Так же исподволь Дерриксон разрушает все остальные жанровые клише, подобно термиту, оставляя от них только внешний каркас. В отличие от подавляющего большинства подобных ужастиков, фигура маньяка здесь ни разу не выходит на первый план, а его характер и мотивы толком не раскрываются (что только освежает историю и даёт прекрасному актёру Итану Хоуку простор для импровизации). Не делается решающий акцент и на сверхъестественном, выступающем скорее как внешний и вспомогательный элемент сюжета. Да и концовка картины, энергичная и в то же время ни к чему не обязывающая, весьма нехарактерна для этого жанра. В итоге фильм, несмотря на давящую тему и множество запоминающихся образов и эпизодов, удивительно легко усваивается и не оставляет после себя никакой лишней жути.
Дерриксону, заявившему о себе как о самобытном мастере хоррора ещё с «Шестью демонами Эмили Роуз» (The Exorcism of Emily Rose) и «Синистером» (Sinister), а потом совершившему удачный прорыв к широкой аудитории с «Доктором Стрэнджем» (Doctor Strange), удалось не просто вернуться в любимый жанр, но и подарить ему нечто новое. Это само по себе большое достижение, а «Чёрный телефон», хоть и не войдёт в «золотой фонд кинематографа», займёт в его истории весьма достойное место. Как, кстати, и некоторые другие экранизации книг Джо Хилла, снятые другими режиссёрами, такие как «Рога» (Horns) и «Высокая зелёная трава» (In the Tall Grass) — доказывающие, что сыну Стивена Кинга вполне передался «кинематографический ген» его отца.