Если бы у Медеи спросили, в чем сила, она бы наверняка ответила: в пропаганде. Искусно созданный миф о Медее заслонил первоначальную историю.
Миф о Медее
Медея – это царевна-колдунья из Колхиды (западная Грузия), которая помогла Ясону и аргонавтам получить золотое руно.
Ясон отправился за шкурой золотого барашка (золотым руном) по поручению своего злобного дядюшки Пелия, у которого он надеялся отжать престол города Иолк. Плавание из Греции в Грузию было долгим и трудным (почитать о приключениях Ясона и его команды можно в другой моей статье, Плавание аргонавтов). Но когда Ясон приплыл в Колхиду (где томился прикованный в Кавказских горах Прометей), выяснилось, что его ждут еще большие трудности.
Как Медея помогла Ясону получить золотое руно
Царь Колхиды обещал подарить Ясону золотое руно, если тот выдержит испытания: запряжет быков, вспашет поле, засеет и соберет урожай – и все в один день. Правда, быки у царя Колхиды были медноногие и медноголовые, и дышали пламенем, а поле нужно было засеять зубами дракона, и прорастали из них могучие воины, которых затем нужно было победить.
Но великие богини Гера и Афина, покровительствовавшие Ясону, упросили богиню Афродиту разжечь любовь в сердце царевны Медеи, чтобы она помогла Ясону пройти испытания. Медея была жрицей Гекаты, богини ночи и колдовства.
Она научила Ясона, как совершить жертвоприношение Гекате, и передала ему волшебную мазь, сделанную из черного сока корня одного растения, выросшего из крови Прометея. Этот корень Медея добывала темной ночью. Облачившись в черные одежды, семь раз омыв руки в проточной воде и семь раз возвав к Гекате, она вырывала из земли корень, и земля дрожала от раскатов грома и стонал Прометей, терзаемый лютой болью. Если же намазаться соком из этого корня, то человек на один день получал великую, безмерную силу и становился неуязвим перед огнем и железом.
Но сначала нужно было совершить жертвоприношение Гекате. В полночь, одевшись в черное, Ясон вышел к реке, и, совершив омовение, выкопал яму. Над ямой он заколол молодую овцу и, разведя в яме костер, сжег ее целиком, а затем облил медом и вознес молитву Гекате. Тут же из-под земли появилась сама Геката, а вокруг нее извивались огнедышащие драконы, лаяли подземные псы и сама земля содрогалась. Но Ясон должен был идти назад, не оглядываясь и не сбиваясь с пути, иначе его жертва не имела бы силы.
Наутро Ясон намазал тело, щит и оружие волшебной мазью, и тут же почувствовал небывалую силу.
Когда Ясон пришел на поле, которое нужно было вспахать, то увидел на земле тяжелое медное ярмо, а рядом - железный плуг. Из подземной пещеры выскочили быки, дыша пламенем и черным паром, и бросились на Ясона. Но тот даже не покачнулся, и пламя не повредило ему. Благодаря волшебной силе он смог надеть на быков медное ярмо и запрячь их в железный плуг. Погоняя свирепых быков копьем, он вспахал поле и засеял его зубами дракона. Медленно из-под земли стали появляться вооруженные воины. Тогда Ясон сделал так, как научила Медея: кинул в самую гущу невиданной рати огромный камень, и воины (они были немножечко тупые, так как буквально только что появились на свет) начали сражаться друг с другом как бешеные собаки. Каждому казалось, что камень бросил его сосед. Ясон же добивал остальных.
Так Ясону, благодаря помощи Медеи, удалось пройти испытание.
Однако, если кто-то из аргонавтов уже готовился принимать в дар золотое руно, то этот кто-то сильно ошибался. Царь Колхиды вовсе не собирался его отдавать. Вообще-то он планировал перебить аргонавтов, сжечь корабль, а дочь Медею сурово наказать, так как понял, что без нее, конечно, не обошлось. Но и Медея поняла, что ее отец все понял, и решилась сбежать.
Найдя аргонавтов, Медея обещала им помочь украсть золотое руно, а в обмен на это просила защиты от гнева отца. Ясон же поклялся именем богов Олимпа, что сделает Медею своей женой и с почестями введет в свой дом, если только суждено им будет вернуться.
После этого Ясон и Медея отправились в священную рощу, где на дубе висело золотое руно, а вокруг него свернулся кольцами свирепый дракон. Заклинаниями Медея навела на него дремоту, и, мало-помалу, дракон опустился на землю. Тем не менее, сон не до конца овладел им, и Медее пришлось капать соком можжевельника на веки дракона, чтобы тот спал, пока Ясон снимал с дерева золотое руно.
Как Медея помогла Ясону победить злого дядюшку
Медея уплыла вместе с Ясоном и аргонавтами. Несмотря на то, что она была царевной Колхиды, она почувствовала в своем сердце влечение к далекой стране. Это чувство внушила ей богиня Гера, которая надеялась, что Медея сумеет победить злобного дядюшку Ясона (Гера ненавидела его за то, что он перестал приносить ей традиционные жертвы).
И действительно, когда Ясон (после многих трудностей и испытаний) вернулся домой с золотым руном, Пелий его, конечно, поблагодарил за руно, но передавать трон почему-то отказался. Ясон и аргонавты стали думать, что делать дальше, но у Медеи уже был план.
Из путешествия Медея привезла полую статую Артемиды. Взяв эту статую и придав себе вид дряхлой старухи, Медея объявила, что богиня Артемида хочет явить городу невиданную благодать. После этого Медея начала носиться по улицам, как безумная менада, наводить суету. Царю доложили о ней, и Пелий принял Медею у себя. А Медея рассказала Пелию, что Артемида хочет вернуть ему молодость, чтобы он зачал нормального наследника (вместо блудного сына, который уплыл с аргонавтами). В доказательство Медея стерла следы старости со своего лица. Затем она продемонстрировала царю свое колдовство: зарезала старого барана, выпустила его кровь в котел, разрезала на части и сварила. А затем вытащила из котла молодого ягненка! На самом деле, этого ягненка она заранее прятала в полой статуе. Пелий поверил Медее, и она погрузила его в сон, а дочерям Пелия велела разрезать своего отца на кусочки и сварить в котле, как сама Медея только что сварила барана. Но омолодиться Пелию так и не удалось.
И вот казалось бы. Ясон впервые пришел в Иолк, чтобы заявить свои права на трон и оспорить власть своего дядюшки Пелия. Что же он сделал после того, как Пелий умер? А он внезапно передумал становиться царем Иолка, уступил трон сыну Пелия, и вместе с Медеей уехал искать лучшей доли.
Как Ясон предал Медею
Ясон и Медея осели в Коринфе, Медея родила сыновей. Со временем молодость Медеи увяла, а красота ее потускнела. Ясон решил жениться на юной Главке, дочери царя Коринфа.
Когда он объявил об этом Медее, та онемела. Ведь Ясон клялся всеми богами Олимпа, что не расстанется с ней. Она столько для него сделала. Да и куда ей идти? Она ведь не сможет уже вернуться к отцу.
Но Ясон уговаривал ее, что так будет лучше для их сыновей, ведь Главка – царская дочь, и конечно же она захочет употребить свою власть и богатство на пользу сыновей Ясона от первого брака.
Как Медея отомстила Ясону
Медея сделала вид, что согласна с доводами Ясона. В знак примирения она послала Главке подарок: златотканное покрывало и золотой венец. Ясон сам передал Главке подарки, но когда та надела на себя дары Медеи, венец на ее голове охватило пламя, а покрывало оказалось пропитано ядом, который разъедал ее тело.
Однако Медея хотела не только уничтожить соперницу, но и причинить Ясону такую же боль, как он причинил ей. Самое худшее наказание, которое она в приступе гнева и безумия смогла придумать – это убийство детей Ясона. Заколов своих собственных сыновей, Медея улетела из города на колеснице, запряженной драконами, которую послал за ней ее предок, бог солнца Гелиос.
Правда о Медее
Эта психологическая трагедия о матери, убившей своих собственных детей в припадке ревности и отчаяния, живет уже много столетий. Но в ранних версиях мифа детей Медеи убивали коринфяне. А сюжет с ревностью и безумием впервые появился в трагедии Еврипида, которому жители Коринфа предварительно занесли денег, чтобы тот обелил репутацию города.
Да и в целом история Медеи куда глубже и интереснее. В древних мифах сохранились отголоски воспоминаний о временах неолита и бронзового века, когда общественное устройство было матриархальным. Власть в племени передавалась по женской линии. Царица-жрица на один год брала себе мужа. Их связь должна была обеспечить плодородие. Царица ассоциировалась с луной, а ее муж – с солнцем, но луна внушала больший суеверный страх. В самые ранние времена царь-жрец имел лишь одну функцию, а какую-либо власть получал лишь замещая царицу в ее отсутствие (при этом, кстати, он полностью облачался в одежды царицы, что символизировало, что действует он не от своего имени, но как заместитель царицы). В конце года, когда солнце теряло свою силу, царя приносили в жертву, а на следующий год выбирали нового. Год, кстати, делился на 13 лунных месяцев, и последний, 13 месяц был месяцем гибели царя.
Времена менялись, полномочия царя расширялись. Царица сохраняла верховную ритуальную власть, но у племени появился и вождь-мужчина. Власть вождя передавалась также по материнской линии, обычно это был дядя или другой старший мужской родственник царицы-жрицы. Царица по-прежнему брала себе временных мужей-чужеземцев (специально не из членов своего племени). Кандидатов в мужья царицы сначала подвергали специальным испытаниям, а через год от них избавлялись. Убивать их перестали, заменив кровавую жертву ритуальным изгнанием: бывшего царя сажали в лодку (ящик) и отправляли в плавание.
Ясон был кандидатом в мужья царицы-жрицы Медеи. Чтобы удостоиться этой чести, он должен был пройти ритуальные испытания: вспахать поле, засеять его и сжать урожай в один день. После этого он должен был побороться с быком и разыграть бой с мужчинами, одетыми в диких зверей.
Коринф платил дань царю Колхиды, и после гибели коринфской царской династии Медея предъявила права на трон Коринфа. Ходили слухи, что предыдущая династия умерла не просто так, да и женщины Коринфа были недовольны, что ими правит варварка. Чтобы отомстить Медее, они убили ее детей. Но Медея была верховной жрицей и любимицей богов, и детей своих посвятила великой богине Гере. После убийства детей на Коринф пало проклятие. Чтобы смыть вину, каждый год семь мальчиков и семь девочек из знатных коринфских семей на год отправлялись жить в святилище Геры, где постригались, одевались в чёрное и совершали жертвоприношение в честь детей Медеи и богини. И вот, чтобы окончательно избавиться от дурной славы, Коринф заплатил огромные деньги Еврипиду за новую версию событий. Ему заплатили 5 талантов, на эту сумму можно было построить боевой корабль. С тех пор образ, созданный Еврипидом, стал более реальным, чем его прототип.