Найти в Дзене

Когда художник не голодный. О самом радушном передвижнике⁠⁠

«В мастерской скульптора. Снятие формы» (1893) Одесский художественный музей
«В мастерской скульптора. Снятие формы» (1893) Одесский художественный музей

Если рассматривать биографии большинства художников, работавших в дореволюционной России, то можно заметить, что почти все они – выходцы из небогатых слоев населения. Особенно это касается передвижников. Корзухин, Максимов, Горохов – дети крестьян, Прянишников – сын разорившегося купца, Репин родился в военном поселении. Эти люди приезжали в Москву или Петербург с несколькими рублями в кармане, вынуждены были перебиваться случайными заработками, рисовать на заказ портреты часто совершенно неинтересных им людей. И даже известность не всегда делала их успешными и состоятельными людьми. Художник Николай Дмитриевич Кузнецов (1850-1929) на этом фоне резко выделяется. Избалованный сын богатого помещика Херсонской губернии не любил учиться, зато любил веселиться, любимым его занятием была охота, а на досуге он писал картины. В 26 лет он решил поступить на военную службу и отправился в столицу, но там неожиданно для всех стал вольнослушателем в Академию Художеств, правда, и там учился наездами, по несколько месяцев в году. Но даже такой легкомысленный подход к искусству не помешал ему внести заметный вклад в живопись. Кузнецов - академик, профессор Императорской Академии художеств, член и один из основателей Товарищества передвижных художественных выставок, один из основателей Товарищества южнорусских художников.

Действительный член Императорской Академии Художеств Н. Д. Кузнецов. Фотография 1914 года.
Действительный член Императорской Академии Художеств Н. Д. Кузнецов. Фотография 1914 года.

Из воспоминаний художника Леонида Осиповича Пастернака: «К страничкам одесских же воспоминаний надо прибавить знакомство, а потом и дружбу с художником, и очень талантливым художником, Николаем Дмитриевичем Кузнецовым, другом Репина, Поленова, В. и А. Васнецовых и других прогрессивных передвижников… Это был богатый молодой помещик, владевший большой усадьбой, в тридцати приблизительно верстах от Одессы, с барским прекрасным домом, с огромной художественной студией-мастерской, где гостеприимный хозяин и гости – товарищи и друзья художника, приезжавшие к нему погостить, могли совместно писать, было весело, сытно и исключительно радушно. К нашему маленькому домику на узкой улице (я жил тогда у родителей на Мещанской) подъезжал огромный экипаж, запряженный четверкой бодрых лошадей… Необычное зрелище четверки крупных лошадей собирает мальчиков и девочек из соседних домов; разительный социальный контраст: бедная еврейская детвора, с одной стороны, сытость и довольство, представляемые этим экипажем – с другой. Криком "ура!" дети провожают карету, когда мы выезжаем из маленькой улицы. Мы едем и едем, и почти все время виден берег моря. К закату подъезжаем к парадному крыльцу помещичьего дома. Странно видеть его одиноко стоящим среди степного открытого пейзажа. Со всех, сторон поднимается лай охотничьих собак – и тех, кто заперт в сарае, и тех, которые на свободе. У дома – распряженная "водовозня", рядом воз с сеном, и, как на серовском чудесном этюде, два вола, черный и белый, с воза жуют сено. Затем Николай Дмитриевич показывал мне "господские" комнаты, а потом и подвальный этаж. Но, конечно, не подвальный этаж хотел он показать, а что-то совсем другое – шедшую нам навстречу девочку 3--4 лет, которую он поддал на подоконник и там ее поставил. По тому, как он оправил на ней платьице, видно было, что она ему дорога. "Ну что, нравится она вам?" Я догадался... Маруся была вся в отца: тот же взгляд черных, как смоль, "жгучих", глаз, скрытый пока темперамент. Будущая красавица! Я ответил таким "ооочень!", что оно заключало в себе все ответы на ближайшие вопросы того же порядка. Пока ее показывали еще не всем – она обреталась еще "на кухне". Но пройдет немного лет – и Мария покажет всему Парижу и свету "где раки зимуют"... Она станет звездой парижской оперы, устроит у себя салон, и быть принятым там будут считать за великую честь. Ученые, "цвет общества", министры будут толпиться в ее передней. Ни отцу, ни тем более матери и не снилось, каким сверкающим метеором Маруся или Мария Николаевна Кузнецова-Бенуа вспыхнет на европейском горизонте. Мать ее – прекрасный, доброй души человек, пришла к Кузнецову на летние садовые и огородные работы "наймиткой" в партии с другими работницами. Красивая девушка – в паневе, в цветастом хохлатском крестьянском наряде – понравилась Николаю Дмитриевичу. Он влюбился в нее, и домой она уже не вернулась, а осталась у него. Она оказалась способной, умной, прекрасной хозяйкой. Он научил ее грамоте. Они поженились, когда у них было уже трое детей: Маруся и двое младших Кузнецовым были узаконены. Став барыней, Кузнецова с природным тактом сумела держать себя в обществе и осталась навсегда милой и доброй Галей – так звали гостеприимную хозяйку и мастерицу чудесных наливок. Жилось у Кузнецовых хорошо, легко и вольно и, как вспоминалось потом, очень интересно.

Но была и мрачная страница в жизни Н. Д. Кузнецова. Как ни трогательно было его отношение к любимой Гале, он бывал и жесток к ней в припадках унаследованной от отца вспыльчивости. Отец его был старый, закоренелый крепостник и на глазах сына он по-зверски, безобразно обращался с крепостными. Рассказывая о своих припадках вспыльчивости, Николай Дмитриевич себя не щадил. Он искренне каялся передо мной и ненавидел в себе эти проявления наследственной жестокости. А по существу, он был предобрый малый, преданный друг и хороший товарищ. Кузнецов – сам очень талантливый художник – любил артистов, и не было приезда его из города, чтобы из экипажа не выползала рядом с ним усталая фигура художника или артиста, – особенно заморского, "знаменитого". В мои приезды я заставал там художников – Серова, Похитонова, Размарицына, Костанди, Браза».

«Портрет Марии Николаевны Кузнецовой — дочки художника» (1901) Государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
«Портрет Марии Николаевны Кузнецовой — дочки художника» (1901) Государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург

Кузнецова не увлекали бытовые драмы, темы социальной несправедливости, и тому подобное, что так любили передвижники. На большинстве его картин сценки из повседневной жизни. Даже если сюжет и говорит о социальном неравенстве, выглядит оно буднично.

«Объезд владений» (1879) Государственная Третьяковская галерея
«Объезд владений» (1879) Государственная Третьяковская галерея

Вальяжный барин объезжает свои владения. Такое одноместное транспортное средство, где человек правит сам, называлось кабриолетом. Его часто использовали «благородия» для прогулок. Похоже, помещик в своих владениях застал браконьера.

«В отпуску» (1882) Государственный Русский музей
«В отпуску» (1882) Государственный Русский музей

Офицер, приехавший в отпуск в свое имение и отправившийся на охоту. Рядом с ним - слуга. Наиболее популярной в то время была псовая охота. В первой половине 19 века это было серьезное мероприятие со множеством участников, и охотников, и слуг. Вначале загонщики выслеживали зверя с помощью гончих собак (их называли выжлецами), а те с громким лаем гнали его из леса. Далее спускали борзых, которые бежали быстрее гончих и в итоге должны были догнать его, а следом за ними скакали охотники. Количество собак было еще и показателем статуса их хозяина. Крупного зверя преследовали криком «огого» или «улюлю», зайцу кричали «ату», отсюда выражение «ату его» и слово «улюлюкать». Заведовал всей охотой (а под ней подразумевалось и само мероприятие, и собаки, и прислуга) ловчий. Псарь, руководивший собаками во время охоты, назывался доезжачим. Иногда охотники брали с собой слуг, которые назывались стремянными. К концу 19 века подобные масштабные охоты были редкостью. Дворянство беднело, слуг после отмены крепостного права было все меньше. В данном случае мы видим одного слугу и всего 3 борзых. В прочем, охота удалась, поймали зайца. Возможно, картина навеяна тем, что отец и братья художника тоже были офицеры и иногда приезжали домой в отпуск. А сам художник был заядлый охотник и меткий стрелок.

«Мировой судья» (1887) Художественный музей Дэвида Оусли, Манси, штат Индиана, США
«Мировой судья» (1887) Художественный музей Дэвида Оусли, Манси, штат Индиана, США

Мировые судьи появились в 1864 году. Должность была выборной, на 3 года. Мировые судьи занимались в  основном разбором мелких происшествий, финансовых спорах (если цена вопроса не превышает 500 руб). Работа мирового судьи, как судьи уголовного, была прописана в особом «Уставе о наказаниях, налагаемых мировым судьей». Судье предоставлено было право приговаривать окончательно (без права апелляции) к 15 руб. штрафа и 3 дням ареста. Обращение в суд было бесплатным, не требовалось покупать гербовую бумагу, и более того, заявления принимались и в устной форме. Это было особенно важно для крестьян. Похоже, на разбор очередной подобной тяжбы судья и прибыл, а его уже ждут крестьяне.

Некоторые другие картины автора

«На заработки»,  Национальный художественный музей Украины. Киев
«На заработки», Национальный художественный музей Украины. Киев

Примерно в такой компании отправилась на заработки Галя (она же Ганна) Проценко, дочь отставного прапорщика. Мать художника, увидев интерес к девушке, работников разогнала, но художник Галю вернул.

«В праздник (Малороссиянка, отдыхающая на траве)», (1879—1881) Государственная Третьяковская галерея
«В праздник (Малороссиянка, отдыхающая на траве)», (1879—1881) Государственная Третьяковская галерея
«Спящая девочка», (1893) Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
«Спящая девочка», (1893) Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
«На винограднике»
«На винограднике»
«Рыбаки», 1895 год, холст, масло, 61,5х93. Николаевский художественный музей и м. В.В. Верещагина
«Рыбаки», 1895 год, холст, масло, 61,5х93. Николаевский художественный музей и м. В.В. Верещагина
«После обеда» 1888 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея
«После обеда» 1888 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея
Ключница. 1887
Ключница. 1887
«Головка в кичке c m-lle Муромской(балерина)» (1907)  частное собрание
«Головка в кичке c m-lle Муромской(балерина)» (1907) частное собрание

Портреты в национальных и исторических костюмах в конце 19 - начале 20 века были в моде. На них кстати отлично зарабатывал художник Константин Маковский, но это уже другая история.

Кузнецов, в отличие от большинства своих друзей, мог позволить себе писать портреты не на заказ (а это было основной статьей дохода художников), а для души, выбирая в качестве моделей симпатичных ему людей. Не удивительно, что на большинстве портретов изображены художники и артисты.

«Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина» (1902) Одесский художественный музей
«Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина» (1902) Одесский художественный музей
Портрет художника Виктора Михайловича Васнецова, (1891) Государственная Третьяковская галерея
Портрет художника Виктора Михайловича Васнецова, (1891) Государственная Третьяковская галерея
Портрет художника Аполлинария Михайловича Васнецова (1897) Государственная Третьяковская галерея
Портрет художника Аполлинария Михайловича Васнецова (1897) Государственная Третьяковская галерея
Портрет художника Альберта Николаевича Бенуа, (1897), холст, масло — Днепропетровский художественный музей
Портрет художника Альберта Николаевича Бенуа, (1897), холст, масло — Днепропетровский художественный музей
Портрет Александра Григорьевича Строганова
Портрет Александра Григорьевича Строганова

Примечательно, что и сам художник попадал на полотна коллег. Например, него писался казак с перевязанной головой и рукой на известной картине Репина.

-20

После революции Кузнецов эмигрировал, умер в Сараево.

этот материал также можно увидеть на моем канале тут

#искусство #живопись #картина #художник #биография