Найти в Дзене
Тайны искусства

Что общего у всех этих картин? Мощный прием, который используют многие художники

Парижская улица в дождливую погоду, Гюстав Кайботт
Парижская улица в дождливую погоду, Гюстав Кайботт

Дождливый день в Париже. Улица полна зонтиков, шляп и пальто.

В правой части изображения пара идет к нам. Тем временем слева улица расступается, открывая нам вид на Париж конца XIX века.

Можете ли вы заметить сходство между картиной "Парижская улица в дождливую погоду", написанной Гюставом Кайботтом в 1877 году, и картиной "Римский пейзаж", написанной другим французским художником Клодом Лорреном около 1639 года?

Римский пейзаж, Клод Лоррен
Римский пейзаж, Клод Лоррен

Пейзажи Клода Лоррена были одними из первых картин, в которых сознательно использовался этот особый эффект, который с тех пор стал излюбленным приемом художников.

Обратите внимание на контраст между сияющим светом на заднем плане и тенью деревьев на переднем плане. Уделите время тому, чтобы ваши глаза поблуждали по каждому изображению. Постарайтесь заметить, к чему и как притягивается ваш взгляд.

Вот еще одно изображение, которое имеет тот же атрибут. Она была написана в 1871 году Фредериком Эдвином Чёрчем, американским художником, членом школы пейзажистов реки Гудзон.

Парфенон, Фредерик Эдвин Чёрч
Парфенон, Фредерик Эдвин Чёрч

С картины открывается вид на знаменитые руины Парфенона, расположенные на Акрополе, древней цитадели над греческим городом Афины. Обратите внимание на то, как передний план находится в тени - тени, идущей по диагонали вверх слева направо. Также обратите внимание на колонну с правой стороны, которая снова находится в тени. Эффект заключается в том, что храм возвышается как визуально, так и символически, поскольку он уникальным образом купается в этом сияющем свете.

Так что же происходит на всех этих картинах?

Все они используют мощную технику, которая помогает притянуть взгляд зрителя к картине.

Эта техника называется repoussoir и обозначает объект на картине, расположенный на переднем плане и с одной стороны. Оно происходит от французского глагола répousser, что означает "отодвигать" (на русском слово произносится как «репуссуар»).

В искусстве repoussoir означает "вещь или человек, который подчеркивает что-то другое по контрасту".

Часто это создается за счёт противопоставления ближнего и дальнего. Создается пространственный контраст, которому часто помогает отбрасывание тени на передний план, тем самым направляя внимание зрителя на главный объект работы.

Меловые скалы на Рюгене, Каспар Давид Фридрих
Меловые скалы на Рюгене, Каспар Давид Фридрих

Вот картина немецкого художника-романтика Каспара Давида Фридриха, в которой техника репуссуара наиболее очевидна. Картина "Меловые скалы на Рюгене" была написана в 1818 году на острове Рюген в Балтийском море.

Картина наглядно демонстрирует как репуссуар можно использовать для обрамления основного мотива изображения. Темные тона переднего плана выступают в качестве своеобразной оконной рамы, через которую мы смотрим наружу.

(Помимо великолепной четкости этой картины, мне также нравится деталь на переднем плане, где мужчина, кажется, уронил что-то на край обрыва, а женщина указывает ему на это.)

Ужин в Эммаусе, Караваджо
Ужин в Эммаусе, Караваджо

Техника репуссуар не ограничивается пейзажами. Возьмем, к примеру, эту незабываемую картину Караваджо. Сюжет картины - библейская сцена, рассказанная в Евангелии от Луки: мужчины сидят за столом и едят, когда один из них открывает, что он Христос. Как и во многих других картинах Караваджо, он добивается мощного чувства напряжения с помощью света и тени.

Деталь картины Ужин в Эммаусе, Караваджо
Деталь картины Ужин в Эммаусе, Караваджо

Обратите внимание на ученика с левой стороны, который был идентифицирован как Клеофас. Посмотрите, как он выставляет локоть в нашу сторону. Великолепным ракурс даёт нам повод смотреть дальше на фигуру Иисуса в центре, тянет наш взгляд вглубь картины.

И в завершении исследования техники репуссуар, вот картина Яна Вермеера "Аллегория живописи", законченная в 1668 году.

Аллегория живописи, Ян Вермеер
Аллегория живописи, Ян Вермеер

На картине гобелен висит вдоль левой стороны. Обратите внимание, что он отведен в сторону как портьера, а также подпёрт придвинутым к нему стулом. Эффект здесь, конечно же, заключается в том, чтобы открыть перед нами сцену, почти как занавес, поднятый перед сценой в театре.

В этой картине Вермеер использует портьеру со всей очевидностью: она успешно втягивает нас в пространство за ней, подчеркивая глубину комнаты и побуждая нас почувствовать, что мы заглядываем в очень личное и интимное пространство.

***

Спасибо, что дочитали до конца! Пожалуйста, подписывайтесь и ставьте лайк, это очень мотивирует меня делать новые статьи. А если хотите поддержите канал финансово, воспользуйтесь формой ниже:

#картины #искусство #живопись #картина #художник #мировое искусство #картины со смыслом #скрытый смысл #изобразительное искусство