Найти тему
Читаю понемногу

Путешествие к Ганнибалу

На прошлой неделе я посетила усадьбу Ганнибала. Не того, который Лектор и маньяк, а того, который Абрам Петрович — крестник Петра Первого, русский генерал и дедушка А. С. Пушкина. Именно в такой последовательности, потому что он был в первую очередь придворным, военным инженером и агрономом, а правнука своего увидеть не успел и просто числился у него в родословной, причём по материнской линии.

Музей утверждает, что это Абрам Петрович в юности
Музей утверждает, что это Абрам Петрович в юности

Судьба у Абрама Петровича была интересной. Его купили где-то в Турции, чтобы при дворе русского царя был чёрный мальчик, потому что в Европе это модно. И, между прочим, ни один европейский придворный негритёнок не сделал такой блестящей карьеры. Ну тут либо мальчик русскому царю попался незаурядный, либо царь — молодец, что заставил мальчика активно учиться. Но, скорее всего, это заслуга мальчика, потому что его младший брат тоже купленный, привезённый и обученный, блестящей карьеры не сделал и затерялся в истории.

Кстати, юный Абрам сразу показал характер, когда его стали крестить и хотели назвать Петром, он потребовал оставить собственное имя — Ибрагим. «Ибрагима» в церковных книгах не было, поэтому нашли созвучное.

После смерти императора Петра, Ганнибал попал в немилость к Меншикову, который имел огромное влияние на императрицу Екатерину I, и несколько лет жил в Сибири. Шокировал местных жителей внешним видом и делал всякие полезные дела: строил крепости, составлял карты, налаживал дипломатические связи с Китаем. При Елизавете вернулся и вновь был приближен ко двору. Но вскоре вышел в отставку и отправился в своё имение выращивать картошку.

Вот как раз на эти картофельные плантации я и ездила. Станция Суйда, село Воскресенское. Кстати, картофель там выращивают до сих пор. И вообще пейзажи симпатичные.

Суйденский пейзаж
Суйденский пейзаж

Александр Сергеевич Пушкин в этих края не был никогда, но здесь родилась его мать — внучка Абрама Петровича — Надежда Осиповна.

Кстати, личная жизнь у арапа Петра Великого тоже была «весёлая». Первая жена родила ему блондинчика, за что была бита и изгнана в монастырь, а второй избраннице пришлось родить ему кучу чёрненьких детей, прежде чем Абрам Петрович соизволил на ней жениться официально.

Зато с крестьянами своими Ганнибал хорошо обращался: телесные наказания отменил, оброк ввёл. И няня Пушкина — Арина Родионовна была крестьянкой из его деревеньки и сейчас популярна в тех местах больше, чем её хозяин. Наверное, потому что она Пушкина всё-таки видела.

Ей там даже памятник поставили.
Ей там даже памятник поставили.

Старинная усадьба не сохранилась, но несколько домиков с восемнадцатого века осталось. Музей есть, скромный и маленький:

Музей-усадьба, который на самом деле усадьбой никогда не был.
Музей-усадьба, который на самом деле усадьбой никогда не был.

Памятный камень на условном месте захоронения Абрама Петровича:

Но место захоронения условное...
Но место захоронения условное...

И озеро с дубом, про которое говорят, что именно это место послужило образом Лукоморья. Мол, Арина Родионовна, выросшая в этих местах, рассказывала маленькому Саше именно об этом озере и именно об этом дубе.

Но так как Лукоморья есть во всех местах, где бывал Пушкин, и почти каждый дуб, который он мог видеть это «тот самый дуб», то сложно угадать, какое именно место запечатлено в великом тексте.

А дуб пару лет назад вообще сгорел...
А дуб пару лет назад вообще сгорел...

В общем, места интересные и от Гатчины недалеко.

Спасибо за внимание!