Всем привет. Перед приездом в Самару, я специально запланировал посещение этого исполинского и поражающего воображения объекта. Это уникальный объект так и называется — экспериментальный элеватор вертикального типа. Объект уникальный, как по конструкции, так и по системе, и срокам его возведения.
Элеватор расположен на берегу реки Самары. Два огромных бетонных истукана серого цвета возвышаются над городом словно их перенесли сюда из параллельной вселенной. Высота каждой башни 60 метров!
История строительства элеватора довольно характерна для СССР. Как говорили в те времена «Партия сказала: надо! Комсомол ответил: есть!». И построили.
А началось всё так. В семидесятых годах институту «Промзернопроект» было дано задание построить большое зернохранилище на небольшом участке расположенном на берегу реки. Участок был настолько мал, что стандартные схемы строительства элеваторов просто не вписывались в отведённую для стройки площадь. Тогда молодой архитектор Валентин Смирнов предложил гениальную идею.
Он начертил два вертикальных цилиндра, а между ними расположил техническую секцию в которой должна быть расположена нория. Нория — это вертикальный подъёмник.
Два блока сверху и снизу, между ними лента с ковшами. До идеи предложенной Смирновым нории в элеваторах располагали с боков, а не по центру.
Реализовать такой проект в материале, да еще и в провинции была задача сложная, но разрешимая. Ведь аналогов возведения подобных объектов на тот момент не было.
В итоге ушло три года на согласование. За то сразу после длительных согласований, комплекс построили и ввели в эксплуатацию всего за два года.
Причём на возведение каждой из башен потребовалось всего 30 дней. И возводили башни методом скользящей опалубки. В семидесятых годах это было инновационным и смелым решением.
Но когда СССР демонтировался, надобность в таком сооружении отпала. На сегодняшний день экспериментальный элеватор находится в аварийном состоянии.
Ну и в завершении расскажу, чем именно уникальны эти «бетонные истуканы», которые собираются снести самарские власти.
1. Это первый в СССР элеватор вертикального типа.
2. Уникальное авторское и архитектурное решение. При его разработке зарегистрировали 32 патента.
3. Для его возведения были и применены уникальные строительные технологии впервые в СССР.
4. Рекордные сроки строительства объекта такой сложности.
5. Это уникальный архитектурный памятник в стилистике советского брутализма.