Материалы в данной рубрике посвящены ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО музыке (саундтрекам) из кино и телефильмов. Все же высказывания автора (если таковые присутствуют) по поводу художественных достоинств и недостатков киноленты - это исключительно его личное мнение, основанное на субъективных впечатлениях. В статье обычно отсутствует пересказ сюжета фильма, но для удобства пользователя имеется ссылка на другие ресурсы где с сюжетом и прочей дополнительной информацией, можно ознакомиться в более полном объёме.
«Трест, который лопнул» — советский трёхсерийный художественный фильм, снятый в 1982 году на Одесской киностудии режиссёром Александром Павловским. Музыкальная комедия по мотивам рассказов О. Генри из сборника «Благородный жулик» (1908). Казалось бы у фильма были все шансы стать суперпопулярным. И опытный режиссёр за плечами которого на тот момент уже пять киноработ (правда из пяти лишь «Ар-хи-ме-ды!» был более-менее известным фильмом ), и замечательный актёрский состав ( Регимантас Адомайтис, Николай Караченцов, Виктор Ильичёв, Всеволод Абдулов, Владимир Басов, Михаил Светин, Леонид Куравлёв и др.), и хорошая литературная основа для сценария, да и сама Одесская киностудия в советские времена считалась неким эталоном, "Знаком качества" - большинство комедий, в т.ч. и музыкальных, а так же приключенческих кинолент снималось именно на Одесской киностудии и когда зритель только видел вот эту заставку:
то он уже понимал что скучно не будет. Фильм действительно не скучен, даже при взгляде из дня сегодняшнего. Скорее даже как раз по сегодняшним меркам фильм воспринимается пожалуй даже лучше, чем сорок лет назад ("Большое видится на расстоянии"). Наверное просто для массового советского зрителя произведения О. Генри были менее близки чем истории Дюма, Конан Дойла или Вальтера Скотта. Тем не менее фильм хотя и уступал по популярности таким кинолентам как "Д'Артаньян и три мушкетёра" (музыку к которому написал всё тот же Максим Дунаевский) или следующей работе Павловского "Зелёный фургон", но был, тем не менее, хорош. Что касается сюжета,то если очень коротко:
Действие фильма происходит в США в начале XX века. Энди Таккер ( Регимантас Адомайтис ) и Джефферсон Питерс ( Николай Караченцов ) — благородные жулики. Они не занимаются насильственным отъёмом ценностей у граждан, принцип Джеффа - обязательно что-то отдать взамен полученных денег, «будь то медальон из фальшивого золота, или семена садовых цветов, или мазь от прострела, или биржевые бумаги, или порошок от блох, или хотя бы затрещина». Они разрабатывают аферы, чтобы заработать денег и осуществить свои мечты. Энди Таккер хочет открыть библиотеку, а Джефф Питерс — вернуться в родной штат Юта и встретиться с первой любовью.
Но поскольку речь о музыке к фильму, а не о самом фильме, то перехожу к следующему абзацу.
Все песни для фильма написаны Максимом Дунаевским. Изначально тексты песен режиссёр Александр Павловский предложил написать Леониду Филатову, но ввиду большой занятости он не успевал и тогда был приглашён поэт Наум Олев, написавший большую часть песен для картины.
«Песня Сары Бернар» в исполнении Ирины Понаровской ( снявшейся в фильме в роли псевдо-Сары Бернар ) при окончательном монтаже в фильм не вошла.
Михаил Муромов снялся в фильме в роли уличного музыканта и исполнил "Песенку продавца микстуры"
Все песни и музыка для фильма были записаны в феврале 1982 года звукорежиссёром Леонидом Сорокиным в студии Полтавского радио.
В финальной песне в припеве первоначально были слова «Гудбай, Америка, гудбай…». По настоянию худсовета их пришлось заменить на «Прощай, весёлый пароход…».
На роль Джеффа Питерса изначально пробовался и был утверждён Михаил Боярский, но он отказался от роли, поскольку был приглашён в другой проект. Тогда режиссёр Александр Павловский, увидев в театре Ленинского комсомола спектакль «Юнона и Авось», решил заменить его на Николая Караченцова. Против кандидатуры Караченцова первоначально выступал композитор Максим Дунаевский, так как ему казалось, что актёр не справится с песенным материалом.
А вот так выглядел саундтрек целиком:
«Песенка о трёх китах» (слова Наума Олева, поют Николай Караченцов и Павел Смеян)
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=aKpYsZWscW4&list=PLzQVm7cRI8Dmn0flWTYCC4FA7K-MCJB8z&index=2
«Ярмарка, базар, продажа» (слова Наума Олева, поют Николай Караченцов и Павел Смеян)
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=xGsacqnk4Tw&list=PLzQVm7cRI8Dmn0flWTYCC4FA7K-MCJB8z&index=7
«Песенка продавца микстуры» (слова Леонида Филатова, поёт Михаил Муромов)
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=Lhkt8hA9gcM
«Вакханалия азарта» (слова Наума Олева, поют Николай Караченцов и Павел Смеян)
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=IrKWgxasvhE&list=PLzQVm7cRI8Dmn0flWTYCC4FA7K-MCJB8z&index=1&t=50s
«Суперстрасть» (слова Наума Олева, поют Николай Караченцов и Павел Смеян)
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=vPZhbUO0Nu8&list=PLzQVm7cRI8Dmn0flWTYCC4FA7K-MCJB8z&index=3
«Огни большого города» (слова Наума Олева, поют Николай Караченцов и Павел Смеян)
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=FHcSZRoM9k8&list=PLzQVm7cRI8Dmn0flWTYCC4FA7K-MCJB8z&index=5
«Суть джентльмена» (слова Наума Олева, поют Николай Караченцов и Павел Смеян)
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=fB7HHnzUUqo&list=PLzQVm7cRI8Dmn0flWTYCC4FA7K-MCJB8z&index=4
«Любовь — наш господин» (слова Наума Олева, поют Николай Караченцов и Павел Смеян)
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=7CR_KcfXbns&list=PLzQVm7cRI8Dmn0flWTYCC4FA7K-MCJB8z&index=6
«Песенка вдовы» (слова Леонида Филатова, поёт Наталья Андрейченко)
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=8JUOzV6VxA0
«Месть» (слова Наума Олева, поют Николай Караченцов и Павел Смеян)
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=EjREex1M0EI
«Законы жанра» (слова Наума Олева, поют Николай Караченцов и Павел Смеян)
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=1NRx1iJH_3c
«Песня Сары Бернар» (слова Леонида Филатова, поёт Ирина Понаровская; как уже сказано выше в окончательный монтаж не вошедшая)
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=ORRfh6Jtd2M
В основном вся музыка фильма это стилизация (весьма удачная) под стиль "кантри".
На самом деле "Три кита", "Суперстрасть" и "Любовь наш господин" отличаются лишь текстом и немного аранжировками - все они положены на одну музыку.
Лишь 20 лет спустя после выхода фильма и, возможно, в ознаменование этой даты, компанией Bomba Music был выпущен диск с песнями из фильма. В 80-е же пластинка с такой музыкой не выпускалась хотя отдельные песни могли встречаться на сборниках ("Три кита" мне точно на какой-то пластинке попадалась)
А какие воспоминания у вас, уважаемые читатели, вызывает этот фильм и музыка из него? Считаете его недооцененным или наоборот, весьма посредственным? Мне искренне интересно ваше мнение, поэтому добро пожаловать в раздел "комментарии" для обсуждения. А у меня на сегодня всё. До новых встреч, друзья!