Все уже сто раз видели прекрасное кино-клишэ, когда герой, чтобы помочь другу с ипотекой покупает банк (Бэтмен) или для того, чтобы решить проблему с выбором мест в самолете для себя и своих коллег, покупает авиакомпанию (Начало) – как говорится: психанул и купил компанию. Этот стереотип про богачей судя по всему вырос из реальных историй, одну из которых мы сегодня вам расскажем.
Есть такой всемирно известный и массовый тест – АМГ (нет, это не спорт-пакет/модификация автомобилей Mercedes) – Антимюллеров Гормон. Что это такое? Если очень коротко, то это исследование, которое показывает репродуктивный потенциал женщины, а если простыми словами, то АМГ показывает, насколько женский организм способен забеременеть – по сути своей АМГ косвенно отражает запас яйцеклеток женщины.
Но мы сегодня не за теорией в лабораторной диагностике зашли)
Итак, 1999 год, бурное развитие лабораторной диагностики, и на свет появляются первые массовые исследования АМГ от компаний Immunotech (IOT) и Diagnostic System Lab (DSL), которые представили свои тест-системы для ручных методик (ИФА). Эти системы быстро набрали популярность и так же быстро встретили ряд проблем, точнее одну и очень важную: у них вообще не коррелировали результаты между собой, так как в основе технологии были разные антитела и разные методики подсчета, поэтому сравнивать результаты анализов IOT и DSL было просто бессмысленно. Но все равно анализы сдавались, врачами назначались – главное было отслеживать динамику результатов исследований, выполненных строго на одной технологии.
А пока весь мир восторгался новыми исследованиями в области репродуктологии, мир больших медицинских корпораций не стоял на месте.
Пока сотрудники компании IOT тестировали и разрабатывали систему для опеределения АМГ, их работодателя купила компания Coulter. Coulter на тот момент была знаменита тем, что изобрела счетчик Культера (и принцип Культера), который лег в основу их собственного и первого в мире анализатора Общего анализ крови, причем этот самый принцип используется по сей день в современных анализаторах. И пока сотрудники IoT и Coulter обживались в новом амплуа, в параллели созревала новая сделка: компания, которая занималась производством лабораторного вспомогательного оборудования (центрифуги, спектрофотометры и др.) и которая за свою жизнь успела купить еще с десяток других компаний – Beckman Instruments решила приобрести еще и Coulter – сделка завершилась в 1998. Так появилась уже известная нам Beckman Coulter.
Конечно, все внутри компании понимали, каким классным активом они владеют – АМГ: ведь демография будет развиваться, семьи будут заводить детей - рынок огромный. И конечно, будучи компанией, которая появилась на свет благодаря огромному количеству поглощений и слияний не могла не задуматься о том, чтобы купить единственного конкурента в сегменте оценки фертильности – ту самую Diagnostic System Lab (DSL). И вот, уже в 2005 году Beckman Coulter забирает себе DSL и становится монополистом, который унифицирует тест-систему АМГ и выводит на рынок новое поколение исследования уже под своим брендом Beckman Coulter. Да, это все еще ИФА, но зато никаких теперь расхождений в результатах, ведь теперь не с чем сравнивать :)
Чуть позже, к 2014 году Beckman Coulter подготовит и презентует второе поколение теста АМГ уже для своих иммунохимических анализаторов и по-прежнему будет собирать все деньги мира с тех, кто планирует беременность. Конечно, это не могло не раздражать других игроков лабораторной диагностики, и в гонку впряглась швейцарская компания Roche, которая так же в 2014 году презентует свое автоматизированное исследование АМГ. Но вот незадача: Beckman Coulter как умный монополист к 2014 году зарегистрировал патент на исследование и методику расчета АМГ – и Roche эту лицензию купил и оплачивает по сей день.
Поэтому имеющийся конкурент и альтернатива на рынке по сути своей тоже приносит деньги Beckman Coulter’у – своего рода иллюзия выбора: как Uber Russia и Яндекс.Такси, которые принадлежат все равно Яндексу, только в случае с АМГ лицензия одна на весь мир.
Ну и конечно, Восток, который «недолго думая», тоже разрабывает свой ответ – всего спустя 7 лет, в 2021 году малоизвестная компания Fujirebio выпускает на рынок свою тест-систему для определения АМГ, но тоже на базе лицензии от Beckman Coulter…)
Вот такая вот «иллюзия выбора»: какой бы АМГ вы не сдавали – все равно это АМГ от Beckman Coulter. И мысль для теории заговора: ведь можно же даже сказать, что американцы контролируют популяцию Земли…)
На этом у нас все, но это не точно…)
Будьте здоровы!