ГЛАВА ВОСЬМАЯ
ПОЙМА.
Истоки реки Поймы далеко уходят в предгорье Саян. В болотистой, труднопроходимой местности, заросшей ельником, на поверхность земли пробились подземные родниковые ключи. Влившись воедино, они образовали речушку, пробиваясь с запада на восток по пути она набрала силу в себе. В росляковской тайге в Пойму впала Большая речка со своими притоками Еловки и Козульки. Выбравшись из стиснутых тайгой берегов, река вышла на простор, выровнялась. Стрежи, перекаты сменяются отмелями, плесами.
Облагороженная природой Пойма раскрыла свою красоту и прелесть реки, щедро одарила людей и рыбой, и птицей, и ягодными угодьями. По берегам ее раскрываются поляны, луговины, покрытые зеленью, множеством цветов, в изобилии черемухи, много смородины - кИслицы.
Восточный берег реки гористый, поросшей задумчивым смешанным лесом. С рассветом из-за верхушек стройных вековых елей, кедрачей всходит солнце, своими багровыми лучами озаряет небосвод. От реки временами рассыпается густой дымкой туман. В эти минуты пробуждается природа, оживает животный и растительный мир.
В зимнее время Пойма покрывается льдом до метровой толщины. Зима в таежных краях суровая с резкими перепадами, морозы к Рождеству, Крещению достигают до сорока и того ниже градусов. Сгустившийся воздух насыщается трудно-просматриваемым туманом, над головой днями висит тяжелое низкое небо. И при этом Пойма не отпугивает от себя людей. Рыбаки-любители прорубают во льду проруби, забивают заездки, в морды ловят рыбу. Охотники расставляют на тропах петли, ловят в них зайцев, в капканы колонков, нередко и выдру.
Пришла весна, снег на полях растаял. В реке поднялся уровень воды, с подъемом его вспучился лед. У мельницы во льду образовалась трещина. Набухший лед не выдержав напора воды треснул. Всей своей громадой, с шумом, скрежетом двинулся вниз по течению реки.
Наблюдать ледоход на берег Поймы пришли люди, чтобы досмотреть силу и величие природы. Стоя молча, наблюдают, как льдины подпирая друг друга медленно плывут вниз по течению. Зрелище не совсем веселое, но пробудившаяся весна вселяет радость, несет с собой тепло людям.
Почерневшая от весеннего полноводия река вышла из берегов, разлилась затопила курьи, старицы. В бурлящем потоке тащит вывороченные деревья, валежник, кустарник.
Но вот - проходит весенний паводок, река входит в свои берега, счистилась вода, наступила пора рыбной ловли. Жители деревни пользуясь спадом вода в заводях ловят сетями рыбу. Дружки-подростки Сеня Куклин, Ваня Ронжин, Ваня Юферов, Коля Снопиков вместе ходят на Пойму к мельнице с ночевой - налимничать. Забросив с крючками и наживкой закидушки в воду, ночь коротают у костра. Пригревшись нередко засыпали, от разлетавшихся от огня искр загоралась одежда, тогда вскакивали, все бросались ее тушить. Поймав за ночь с десяток налимчиков, с радостью возвращаются домой.
Весна набирала свои силы, солнце все больше грело. Оживились леса, кустарники, набухли и распустились почки. В прибрежные кусты, заросли слетается множество птиц. По утрам, особенно после дождя, в разряженном воздухе звучно переливаются птичьи голоса, устраивают переполохи,- чирикают, свистят наперебой одна другой, взахлеб щебечут. Одни свистят выговаривая - «Ева, ева», другие - «Пи-и-ить, пи-и-ить», «Ку-да по-шел, ку-да по-шел». Вечерами перед закатом солнца, на восходе в тихую погоду плещется в воде рыба. На глазах снуют бурундуки клокая, как курица.
В старицы, курьи, озера слетаются утки, на воде устраивают новобрачные обряды: крякают, ныряют, прихорашиваются, селезни устраивают птичьи хороводы.
К Троице берега Поймы одеваются в белый наряд - цветет черемуха, воздух наполняется опьяняющим ароматом. В разряженном прозрачном воздухе от звука далеко отдается эхо. Все это дополняет красоту и живую нежность природы.
Жителей деревни привлекает Пойма. Неглубоководная, тихая, в летнее время теплая вода, для ребят раскрывает свои прелести. Целыми днями на берегу реки стоят звизги, барахтуются в воде ребятишки.
В воскресные и праздничные дни особенно многолюдно, на Васиной заимке, Таежинской поляне устраиваются массовые гуляния, игры. Первыми начинают играть самые маленькие в догоняшки, гори-гори ясно. Подростки заводят игру в лапту, в нее ввязываются парни, взрослые. Тогда игру не приостановить до самого вечера. Мужики состязаются в городки. До позднего вечера у реки неугомонный смех и гогот детворы стоит.
К вечеру молодежь в деревне собирается на площади у школы, таежинские у качели. Под гармошку поют песни, пляшут, играют в массовые игры. Часто гулянье продолжается до первых петухов.
К концу лета по берегам Поймы созревает множество ягод: жимолости, кислицы, смородины, черемухи. За рекой целыми полянами растет малина. Ребятишки на отмелях переходят вброд реку, целыми днями лакомятся плодами природы, набирают и приносят домой полные туески спелых ягод.
Ближе к осени появляются в лесу грибы. Грибная пора самая лучшая часть осени. Нет лучшего в природе, как побродить в лесу поискать грибов. Лесная утренняя свежесть, разноцветие трав, листва на деревьях, проблески между ними солнечных лучей и оттенков дополняют неповторимую красоту природы. Раздвигая траву, пробиваясь среди сосенок, березок, осин, можно найти целыми семействами растущих грибов: маслят, подосиновиков, подберезовиков, рыжиков, груздей. Сколько радостей у детей, когда возвращаются они с полными посудинами, каких только не набирают грибов: красно-бордовые волнушки с крепким пеньком ножки, красавцы рыжики, с разными оттенками сыроежки, царь соленых грибов – мохровистые, слегка желтоватые грузди. Ближе к осени вокруг березовых пеньков семейством растут опята.
Ребята долго помнят проведенное лето, расскажут смехотворные рассказы о реке Пойме, походах за ягодами, грибами. Смотришь на эти сияющие лица и самому на душе становиться приятней и радостней…