Найти тему
Центр Пушкина

205 лет со дня рождения великого живописца Ивана Константиновича Айвазовского (1817-1900).

Сегодня исполняется 205 лет со дня рождения великого живописца Ивана Константиновича Айвазовского (1817-1900).

Иван Константинович Айвазвоский. Автопортрет 1892, масло, холст, 226×158 см
Феодосийская картинная галерея
Иван Константинович Айвазвоский. Автопортрет 1892, масло, холст, 226×158 см Феодосийская картинная галерея

«Для меня жить — значит работать», — говорил Иван Константинович. И действительно, творчество занимало основную часть его жизни, он был фанатично влюблён в свою профессию и отдавал ей всего себя без остатка.

Иван Константинович Айвазовский. А.С. Пушкин и Раевская в Гурзуфе 19 век, масло, холст, 16×22 см
Самарский областной художественный музей
Иван Константинович Айвазовский. А.С. Пушкин и Раевская в Гурзуфе 19 век, масло, холст, 16×22 см Самарский областной художественный музей

Иван Константинович Айвазовский. А.С. Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца 1899, масло, холст, 135×250 см
Государственный русский музей, Санкт-Петербург
Иван Константинович Айвазовский. А.С. Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца 1899, масло, холст, 135×250 см Государственный русский музей, Санкт-Петербург

Иван Константинович Айвазовский. А.С. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал 1880, масло, холст, 198×156 см
Одесский художественный музей
Иван Константинович Айвазовский. А.С. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал 1880, масло, холст, 198×156 см Одесский художественный музей

По этому случаю мы расскажем о взаимоотношениях двух гениев: Александра Сергеевича Пушкина и Ивана Константиновича Айвазовского.

Великий маринист познакомился с поэтом в сентябре 1836 года: на выставку в Академию художество заглянул Пушкин, где ему представили 19-летнего Айвазовского — как одного из талантливейших академистов.

Иван Константинович Айвазовский. Пушкин на берегу Чёрного моря.  1887, холст, масло. 212 × 314 см
Художественный музей им. В.В. Верещагина, Николаев
Иван Константинович Айвазовский. Пушкин на берегу Чёрного моря. 1887, холст, масло. 212 × 314 см Художественный музей им. В.В. Верещагина, Николаев

Эта встреча запала Айвазовскому в душу. Через 60 лет, в 1896-м в письме он вспоминал ее в подробностях:

«Узнав, что Пушкин на выставке, в Античной галерее, мы, ученики Академии и молодые художники, побежали туда и окружили его. Он под руку с женою стоял перед картиной Лебедева, даровитого пейзажиста. Пушкин восхищался ею…Наш инспектор Академии Крутов, который его сопровождал, искал между всеми Лебедева, чтобы представить Пушкину, но Лебедева не было, а увидев меня, взял за руку и представил меня Пушкину, как получившего тогда золотую медаль (я оканчивал Академию). Пушкин очень ласково меня встретил, спросил, где мои картины. Я указал их Пушкину; как теперь помню, их было две: «Облака с ораниенбаумского берега моря» и другая — «Группа чухонцев на берегу Финского залива». Узнав, что я крымский уроженец, великий поэт спросил меня, из какого города, и если я так давно уже здесь, то не тоскую ли я по родине и не болею ли на севере. Тогда я хорошо его рассмотрел и даже помню, в чём была прелестная Наталья Николаевна…С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед, и расспросов о нём…»

Обычно на создание картины у Айвазовского уходило несколько дней, иногда — пара недель, но в отдельных случаях он вполне мог создать шедевр и за несколько часов. Интересно, что, в отличие от многих других художников, Айвазовский почти никогда не писал картины с натуры. Напротив, при работе он полагался прежде всего на память, роль которой в своём творчестве оценивал очень высоко.

В своих произведениях Айвазовский писал Пушкина по памяти. Великий поэт никогда не позировал великому маринисту. Картины с Пушкиным художник создает в последней четверти XIX столетия, через полвека после смерти своего кумира.

Работа «Пушкин на берегу Черного моря («Прощай, свободная стихия!»)» написана Айвазовским в соавторстве с другим известным художником – маститым портретистом Ильей Ефимовичем Репиным.

Айвазовский изобразил, как сошлись волна и камень, а Репин — самого поэта. В свойственной ему уничижительной манере о своем участии в создании картины «Прощание Пушкина с морем» Репин отзывался так: «Дивное море написал Айвазовский… И я удостоился намалевать там фигурку». Инициатива написать картину в четыре руки принадлежала Айвазовскому.

И. К. Айвазовский, И. Е. Репин. Пушкин на берегу Черного моря («Прощай, свободная стихия!») 1887, холст, масло. 232 × 162 см
Всероссийский музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург
И. К. Айвазовский, И. Е. Репин. Пушкин на берегу Черного моря («Прощай, свободная стихия!») 1887, холст, масло. 232 × 162 см Всероссийский музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург

Сам художник умел писать портреты, не только крошечных человечков на фоне грандиозных неба и моря, но и самые настоящие портреты. Чаще всего люди на картинах Айвазовского — всего лишь крошечное дополнение к пейзажу. Так было с Пушкиным. Но однажды Айвазовский все-таки изобразил Пушкина в полный рост.

6Иван Константинович Айвазовский. А.С. Пушкин на берегу Черного моря 1897, масло, холст, 186×141 см
Одесский художественный музей
6Иван Константинович Айвазовский. А.С. Пушкин на берегу Черного моря 1897, масло, холст, 186×141 см Одесский художественный музей

#кцпушкина #КультурныйТатарстан #пушкин #Казань #ВКазани #русскаякультура #Айвазовский #Море #Моренисты #Живопись