Найти тему
Кирилл Максимов

Почти как Боинг-747, но только поршневой. Королева Lockheed Constellation. История самолёта США

Если сравнивать "Конни" (так сокращённо называли Lockheed Constellation) с современными авиалайнерами, то наиболее правильным сравнением станет: либо советская Мрия-225, либо американская "королева небес" Боинг 747. Однако история появления этого самолёта напоминает примерно все другие известные варианты рождения крупных авиалайнеров: через войну и армию.

В своё время Lockheed Constellation считался образцовым самолётом для коммерческой авиации. Это изящный, мощный и дорогой поршневой авиалайнер, на который могли сесть только избранные люди. Недаром во время войны на этом самолёте летали высшие чины американской армии и представители Белого дома. Например, на борту этого самолёта летал Эйзенхауэр и генерал Макартура.

Почти как Боинг-747, но только поршневой. Королева Lockheed Constellation. История самолёта США
Почти как Боинг-747, но только поршневой. Королева Lockheed Constellation. История самолёта США

Изначально никто не мог предугадать такую успешную судьбу самолёту, так как в 1938 году в США был принят акт Маккарена, который реформировал область коммерческой авиации страны. Согласно этому документу, производство всех пассажирских самолётов в стране было передано "Boeing", "Douglas" и "Lockheed". Если первые две компании уже построили свои самолёты: Model 307 Stratoliner и DC-4, соответственно, то Локхид к тому времени только занимался наладкой своей "Конни". Тогда вообще любые заявления о "гипотетическом" создании огромного четырёхмоторного самолёта "Excalibur" от Локхида встречали лишь насмешку.

Старт по созданию авиаланйнера наметился, когда компанию по производству самолётов навестил харизматичный Говард Хьюджес - глава компании TWA (Trans World Airlines). Вместе с ним приехал Джек Фрай - президент TWA. Вообще, в дальнейшем, вся история самолёта будет тесно связана с авиакомпанией TWA, которая не только являлась основным эксплуатантом "Конни", но ещё сама диктовала условия, необходимые для создания "нужных" модификаций Lockheed Constellation для авиакомпании.

Почти как Боинг-747, но только поршневой. Королева Lockheed Constellation. История самолёта США
Почти как Боинг-747, но только поршневой. Королева Lockheed Constellation. История самолёта США

Ближе к 40-ым годам XX века ситация в авиакомпании TWA была достаточно плачевная, поэтому Хьюджес заказал у Локхида производство роскошного, 4-моторного авиалайнера, способного без промежуточной посадки добраться от океана до океана. По требованию авиакомпании самолёт должен был обладать: 4-мя двигателями, скоростью 450 км\ч, вместимостью более 35 человек и способностью преодолевать расстояние от Нью-Йорка до Лондона без дозаправки. Собственно никакая другая компания не смогла принять этот вызов и созданием такого самолёта занялся концерн Lockheed. На встрече с инжеренами концера, Хьюджес поинтересовался, сколько будет стоить один самолёт. Ему ответили, что начальная стоимость будет в районе 425 000 долларов. Владелец TWA понимал, что сейчас такие деньги авиакомпания не потянет, поэтому на свои личные деньги закупил 20 самолётов Lockheed Constellation.

Почти как Боинг-747, но только поршневой. Королева Lockheed Constellation. История самолёта США
Почти как Боинг-747, но только поршневой. Королева Lockheed Constellation. История самолёта США

Как только началась война самолёт быстро передали на службу в ВВС США, где его стали использовать, как скоростной транспортный самолёт. Несмотря на это, "Конни" поражала даже военных своей величественностью. Тогда же у самолёта появилось своё обозначение C-69. Первый полёт самолёт произвёл в 1943 году, в Калифорнии. Как только война закончилась все 15 самолётов, служивших в армии США были возвращены в гражданский оборот, где получили обозначение Model 049.

Почти как Боинг-747, но только поршневой. Королева Lockheed Constellation. История самолёта США
Почти как Боинг-747, но только поршневой. Королева Lockheed Constellation. История самолёта США

В 1946 году С-69/Model 049 обладал превосходными лётными характеристиками. Конни также применила на себе такие новшества, как гидравлическую систему управления, флюгирование винтов и закрылки Фаулера. Собственно невероятно удачная конструкция "Конни" заставила Локхид выкупать оставшиеся у государства самолёты C-69, но позже компания поняла, что гораздо выгоднее закупать станки и детали для обслуживания самолёта. Такое решение преопределило популярность Lockheed Constellation, так как через 18 месяцев появились DC-6 и Boeing Stratocruiser. Всего за 9 дней Lochheed продал 103 самолёта на сумму 75,5 млн долларов.

Почти как Боинг-747, но только поршневой. Королева Lockheed Constellation. История самолёта США
Почти как Боинг-747, но только поршневой. Королева Lockheed Constellation. История самолёта США

TWA получила свой первый Model 049 в 1945 году, а коммерческая эксплуатация стартовала в 1946 году с коммерческим рейсом Нью-Йорк - Париж. Позже на этих же самолётах стали осуществляться полёты по маршруту Нью-Йорк - Бермудские острова авиакомпанией Pan Am. 19 октября из цехов завода вышел первый "невоенный" самолёт. Он обладал феноменальной звукоизоляцией и оборудовался системой кондиционирования воздуха, поэтому среди авиаторов этот самолёт получил прозвище "Золотая Конни". Вторая, модифицированная модель Конни (Model 1049G) совершила свой первый полёт 12 декабря 1954 года.

Почти как Боинг-747, но только поршневой. Королева Lockheed Constellation. История самолёта США
Почти как Боинг-747, но только поршневой. Королева Lockheed Constellation. История самолёта США

Однако с наступлением 60-х, Lockheed Constellation стал сдавать свои позиции, так как на рынке стали появляться первые реактивные авиалайнеры. Примечательно, что даже сейчас эти самолёты продолжают трудиться в труднодоступных местах или на местых авиалиниях бедных стран.

Вот такая история у первых серий Конни. Очень вероятно, что на канале появится продолжение про Lockheed Constellation, например, как самолёт служил в армии или про то, какие другие модификации использовались авиакомпанией TWA. Дайте знать в комментарии, если это будет интересно.

Почти как Боинг-747, но только поршневой. Королева Lockheed Constellation. История самолёта США
Почти как Боинг-747, но только поршневой. Королева Lockheed Constellation. История самолёта США

Не забывайте поддержать канал подпиской и лайком. Я есть на Пульсе. Чем больше вы оставляете обратной связи, тем больше материалов будет в вашей ленте. У меня есть Телеграм и Вконтакте. Там вы найдёте фотографии и новости Московского транспорта. На этом всё, счастливых поездок.