Если сравнивать "Конни" (так сокращённо называли Lockheed Constellation) с современными авиалайнерами, то наиболее правильным сравнением станет: либо советская Мрия-225, либо американская "королева небес" Боинг 747. Однако история появления этого самолёта напоминает примерно все другие известные варианты рождения крупных авиалайнеров: через войну и армию.
В своё время Lockheed Constellation считался образцовым самолётом для коммерческой авиации. Это изящный, мощный и дорогой поршневой авиалайнер, на который могли сесть только избранные люди. Недаром во время войны на этом самолёте летали высшие чины американской армии и представители Белого дома. Например, на борту этого самолёта летал Эйзенхауэр и генерал Макартура.
Изначально никто не мог предугадать такую успешную судьбу самолёту, так как в 1938 году в США был принят акт Маккарена, который реформировал область коммерческой авиации страны. Согласно этому документу, производство всех пассажирских самолётов в стране было передано "Boeing", "Douglas" и "Lockheed". Если первые две компании уже построили свои самолёты: Model 307 Stratoliner и DC-4, соответственно, то Локхид к тому времени только занимался наладкой своей "Конни". Тогда вообще любые заявления о "гипотетическом" создании огромного четырёхмоторного самолёта "Excalibur" от Локхида встречали лишь насмешку.
Старт по созданию авиаланйнера наметился, когда компанию по производству самолётов навестил харизматичный Говард Хьюджес - глава компании TWA (Trans World Airlines). Вместе с ним приехал Джек Фрай - президент TWA. Вообще, в дальнейшем, вся история самолёта будет тесно связана с авиакомпанией TWA, которая не только являлась основным эксплуатантом "Конни", но ещё сама диктовала условия, необходимые для создания "нужных" модификаций Lockheed Constellation для авиакомпании.
Ближе к 40-ым годам XX века ситация в авиакомпании TWA была достаточно плачевная, поэтому Хьюджес заказал у Локхида производство роскошного, 4-моторного авиалайнера, способного без промежуточной посадки добраться от океана до океана. По требованию авиакомпании самолёт должен был обладать: 4-мя двигателями, скоростью 450 км\ч, вместимостью более 35 человек и способностью преодолевать расстояние от Нью-Йорка до Лондона без дозаправки. Собственно никакая другая компания не смогла принять этот вызов и созданием такого самолёта занялся концерн Lockheed. На встрече с инжеренами концера, Хьюджес поинтересовался, сколько будет стоить один самолёт. Ему ответили, что начальная стоимость будет в районе 425 000 долларов. Владелец TWA понимал, что сейчас такие деньги авиакомпания не потянет, поэтому на свои личные деньги закупил 20 самолётов Lockheed Constellation.
Как только началась война самолёт быстро передали на службу в ВВС США, где его стали использовать, как скоростной транспортный самолёт. Несмотря на это, "Конни" поражала даже военных своей величественностью. Тогда же у самолёта появилось своё обозначение C-69. Первый полёт самолёт произвёл в 1943 году, в Калифорнии. Как только война закончилась все 15 самолётов, служивших в армии США были возвращены в гражданский оборот, где получили обозначение Model 049.
В 1946 году С-69/Model 049 обладал превосходными лётными характеристиками. Конни также применила на себе такие новшества, как гидравлическую систему управления, флюгирование винтов и закрылки Фаулера. Собственно невероятно удачная конструкция "Конни" заставила Локхид выкупать оставшиеся у государства самолёты C-69, но позже компания поняла, что гораздо выгоднее закупать станки и детали для обслуживания самолёта. Такое решение преопределило популярность Lockheed Constellation, так как через 18 месяцев появились DC-6 и Boeing Stratocruiser. Всего за 9 дней Lochheed продал 103 самолёта на сумму 75,5 млн долларов.
TWA получила свой первый Model 049 в 1945 году, а коммерческая эксплуатация стартовала в 1946 году с коммерческим рейсом Нью-Йорк - Париж. Позже на этих же самолётах стали осуществляться полёты по маршруту Нью-Йорк - Бермудские острова авиакомпанией Pan Am. 19 октября из цехов завода вышел первый "невоенный" самолёт. Он обладал феноменальной звукоизоляцией и оборудовался системой кондиционирования воздуха, поэтому среди авиаторов этот самолёт получил прозвище "Золотая Конни". Вторая, модифицированная модель Конни (Model 1049G) совершила свой первый полёт 12 декабря 1954 года.
Однако с наступлением 60-х, Lockheed Constellation стал сдавать свои позиции, так как на рынке стали появляться первые реактивные авиалайнеры. Примечательно, что даже сейчас эти самолёты продолжают трудиться в труднодоступных местах или на местых авиалиниях бедных стран.
Вот такая история у первых серий Конни. Очень вероятно, что на канале появится продолжение про Lockheed Constellation, например, как самолёт служил в армии или про то, какие другие модификации использовались авиакомпанией TWA. Дайте знать в комментарии, если это будет интересно.
Не забывайте поддержать канал подпиской и лайком. Я есть на Пульсе. Чем больше вы оставляете обратной связи, тем больше материалов будет в вашей ленте. У меня есть Телеграм и Вконтакте. Там вы найдёте фотографии и новости Московского транспорта. На этом всё, счастливых поездок.