.
.
Фильм " И это все о нем", (1978 г), это, своего рода советский Достоевский в кинематографе, не меньше, правда, если в романах Достоевского в качестве универсального этического фундамента к сюжетам и переживаниям героев было Православие, в фильме по роману Виля Липатова таким этическим фундаментом становится Комсомол. Это хороший, и я бы сказал, сложный, многоплановый фильм, в котором детективный сюжет скорее обманчивый ход, и повод коснуться через загадку смерти - к загадке жизни , при невыясненных обстоятельствах погибшего комсомольца Евгения Столетова, а через него, к людям его окружавшим, как и к настроениям комсомольской среды тех лет. Ради этого расследования , в один далекий сибирский поселок и приплывает на пароходе следователь Александр Прохоров, замечательно сыгранный актером Евгением Леоновым . И хотя, в деревне давно уже ходят слухи о том, что убил Женю Столетова уголовник Аркадий Заварзин с которым тот не ладил , (в эту версию верит и местная милиция), капитан Прохоров, сразу же отметает эту версию, как сомнительную, но поначалу пытается воссоздать жизнь Жени Столетова с самого детства. В самом деле, зачем ломать жизнь только вставшему на человеческий путь человеку с уголовным прошлым, к тому же недавно обзаведшемуся семьей? Не лучше ли попытаться понять самого Столетова, почему тот не ладил с Заварзиным, и что случилось в его отношениях с мастером Гасиловым?
Потому фильм так и называется « Это все о нем». Вот скажем, почему трактор Столетова обклеен фотографиями негров из журналов? Это увлечение поначалу кажется для советского тракториста несколько экзотичным, даже странным . Оказывается, в детстве Женя прочитал Хижину дяди Тома. Эта книга на него произвела сильное впечатление. Даже, в юности он часто повторял, что глядит на эти фотографии для того, что бы никогда не ощущать себя "беспричинно счастливым". Это в нем выдает идеалиста, немного пушкинского Ленского, которого он в школе на уроках литературы, по воспоминаниям друзей защищал. Интересно и то , что он коллекционировал с детства обычные фонарики. Почему? И потому , что в детстве очень боялся упасть, и еще для того, что бы лучше понять своего любимого слепого учителя, пережить его ощущения. Слепой учитель интересен тем, что видит в людях ауру в виде цвета. Одних людей он видит красными, другими зелеными, а мастера Петра Гасилова видит почему -то бесцветным .Благодаря уникальной черте учителя, в этой истории , многое для Прохорова проясняется.
Многое, но не все, так много в этой драме сплелось .
В историю впутываются и сложные отношения молодого человека с мастером Гасиловым , которого Столетов подозревает в том, что он ловко манипулирует показателями и цифрами, а если сказать прямее , занимается махинациями и обманом .А с другой стороны, уголовник Заварзин любит Гасилова, даже называет его «паханом». Ведь только благодаря ему , Заварзин оставил уголовный путь в прошлом. Какой же в таком случае Гасилов? Такой ли он «бесцветный?» Интересны и рассуждения бывшего сидельца Заварзина о Гасилове. По признанию Заварзина, ненавидящего любую власть, советская власть изначально была против эксплуатации человека человеком., и мастер Гасилов, пририсовывающий цифры, нашел способ не эксплуатировать людей, а вместо этого как бы эксплуатировать саму же власть .
То есть Гасилов давал людям жить и есть .
Вот потому Аркадий Заварзин и признал в Петре Гасилове большого человека, и потому недолюбливал Евгения Столетова, который постоянно «копал» под Гасилова, стремясь его разоблачить. А тут еще вышло так, что в дочь Гасилова Людмилу серьезно влюблен Столетов.
Может быть. потому он ненавидит ее отца?
Все в этой темой истории перемешалось. Что же касается самого Жени Столетова, это с одной стороны очень принципиальный человек , с другой стороны. наивный, по человечески еще не взрослый, даже в чем то, не смотря на свою принципиальность легкомысленный. Возможно , связано это и его детством прошедшим без отца, (в диалогах с дедом) как и с его скорее литературно газетным, чем жизненно реалистичным идеализмом. На самом деле, это юношеская черта многих, говоря о старом, комсомольском поколении.
Честный Евгений Столетов полная противоположность Петру Гасилову.
Однако, при всем своем пыле, ему не достает мудрости, снисходительности и широты, которая временами присуща даже суровому Заварзину, который намного больше Столетова пережил. Впрочем, жить бы Столетову и жить. но путь его странно обрывается. Женя Столетов человек порывов и высоких идеалистичных страстей . Услышав новость от Заварзина, что дочь Гасилова Людмила выходит замуж за другого, Женя Столетов неосторожно прыгает с поезда на ходу прямо в обрыв, и погибает. Погибает даже без какой либо мысли о самоубийстве.
Более того, Заварзин пытается его остановить.
Между ними и вправду возникает борьба, (за что и зацепилось следствие, найдя следы борьбы на рубашке и теле погибшего), но борьба это была не во имя смерти а во имя спасения Столетова, пытающегося соскочить с поезда. И хотя, в последней серии, именно Заварзин считает себя виновным, следователь Прохоров понимает, что виновен в смерти Столетова, отнюдь не Заварзин, а прежде всего , Петр Гасилов и его дочь Людмила.
Хотя, разумеется. никто из этих людей смерти ему не желал.
Получается, что прямой вины в гибели комсомольца ни у кого нет , хотя косвенно к ней оказываются причастными многие, но в первую очередь Людмила , которую Женя любит, и ее отец. А если быть точнее, виновен не Гасилов. а так называемая «гасиловщина» по выражению следователя Прохорова., с которой и боролся Столетов, как против системы.
По выражению Гасилова, Столетов - правдоискатель
Правдоискательство далеко не лучшая черта в людях, при всех достоинствах этой человеческой черты, правдоискательство плохо тем, что правда ставится выше людей и выше жизни. У человека своя правда. а у жизни своя. И примириться две эти правды могут лишь в Боге.
Впрочем, эпоха СССР была, как известно атеистической.
Ничуть, не менее справедливы слова и Заварзина. адресованные Столетову , что при всех достоинствах, Столетову недостает доброты. Доброты как нисхождения и понимания . Если у одних людей доброта (как род интуитивного понимания людей) черта врожденная , к другим людям, она приходит с опытом, чаще всего горьким.
Поэтому, не хочет быть жестоким и уголовник Заварзин, даже к своему врагу Столетову.
А вот что касается капитана Прохорова, ему помимо доброты от рождения и опыта жизни, присуща гуманность и от его начитанности и образованности. Прохоров любит серьезные книги , и помногу их ночами читает. Может быть, фильм и удивителен тем, что таких следователей как капитан Прохоров не найти ни в других фильмах , ни в жизни .
Прохоров не только следователь, но и психолог.
Даже вначале психолог, и лишь потом следователь. Александра Прохорова отличает не только доброта и сочувствие , сочетающиеся с философским подходом ко всему, но и юмор . Юмор Прохорова мудр, ибо снисходителен и обаятелен, а кроме этого, располагает и собеседника к искренности …Прохоров прекрасно понимает, что не все люди говорят правду, и потому никогда серьезно не осуждает людей за ложь, или за сокрытие каких -то фактов.
Более того, люди и не обязаны говорить правду. Что бы услышать правду от человека, нужно услышать его самого, это во первых. А во вторых, человек должен, хотя бы доверять собеседнику. А что бы тебе доверяли, ты должен быть сам порядочным и правдивым.
Правда откликается жизни, когда жизнь откликается правде.
Именно потому, люди и доверяют Александру Прохорову, что чувствуют и в нем правдивость. При этом заметил бы, что Прохарова ни в коем случае не назовешь «правдоискателем », отсюда и юмор и снисхождение Прохорова к людям. Возможно, где- то интуитивно Прохаров понимает, что правда есть в одном Боге. И хорошо, когда ее слышит жизнь.
А жизнь ее слышит тогда, когда ее слышит человек.
Однако, при всей своей доброте и гуманности Прохоров очень реалистичен, это человек повидавший на своем веку многое, и потому глядящий на жизнь без иллюзий . Этой чертой он так же отличается от Столетова, который постоянно покупает воздушные шарики своей любимой Людмиле. Воздушные шарики, и есть идеализм Столетова, идеализм немного детский .И детский, и как можно из образов небесных шариков понять , очень хрупкий .
На чем бы я завершил свой небольшой очерк?
Двадцать пятого июля отмечался день сотрудника органов следствия Российской Федерации, новый праздник. Праздник, несколько непривычный, но именно эту картину я бы и назвал лучшим фильмом к этому дню, и рекомендовал бы его к просмотру , не только в этот день, но и в любые другие праздники и дни. Хотя, фильм этот длинный и требующий большого внимания.
Но именно внимание и формирует людей.
Забыл сказать, что в фильме звучит замечательная песня на стихи Евгения Евтушенко, про сережку ольховую , песня очень хорошо вписывается в сюжет фильма и размышления его героев. В самом деле, может быть именно в сережке ольховой – и скрыта тайна всего .
Одна из немногих песен на стихи Евтушенко, которую я люблю.