В нашем представлении город стал символом цивилизации. Городская цивилизация Ближнего Востока и Египта, и окружающая варварская периферия. Греко-римские города и бушующее вокруг море дикарей. Постепенно завоеванное и окультуренное. Даже само развитие городской жизни севернее Альп, долгое время считалось историками лишь следствием контактов со средиземноморской цивилизацией. Своеобразным «подражанием» более развитым соседям.
Первые города Европы появились значительно раньше греко-римского мира. В четвертом тысячелетии мегапоселения Трипольской культуры раскинулись на территории Украины, Молдавии и Румынии. Эта, по существу городская цивилизация, просуществовав несколько тысячелетий, постепенно сошла на нет, ничего не оставив после себя. Новый всплеск урбанизации Европа пережила после кризиса бронзового века, когда цивилизация железа пробила себе дорогу. Волна городского строительства затронула не только Средиземноморье, но и Европу севернее Альп.
До конца двадцатого века урбанизация в Европе рассматривалась как постепенный, эволюционный процесс. Росла экономика и численность населения, росли размеры поселений. Усложнялась социальная жизнь.Причем все это шло тяжело и долго.Существовало как бы две параллельные системы— быстрорастущий средиземноморский мир городов, и варварский мир Центральноевропейских сообществ. Каждая из них, не смотря на постоянные контакты между собой, развивалась по своим законам. Постепенно, под влиянием «Южного мира», во втором веке до нашей эры, в Центральной Европе начинают появляться раннеурбанистические центры — опидумы.
Долгое время опидумы рассматривались как своего рода эрзац-города. Этим термином обозначали все европейские урбанистические центры раскинувшиеся от Венгрии до Британии, и не входившие в Средиземноморскую цивилизацию. В итоге получалась негативная коннотация — цивилизованное Средиземноморье с его городской жизнью, против варварского мира, с его поздно возникшими недогородами- опидумами.
Начавшиеся в пятидесятые годы археологические раскопки показали, что урбанистические центры в Европе возникли задолго до опидумов. Они получили название Fürstensitze, княжеские резиденции. Считалось, что это были небольшие,пара гектаров,укрепленные поселения,владельцы которых контролировали окружающую территорию и участвовали в дальней торговле, прежде всего с греко-этрусским миром. Само понятие «княжеских резиденций» возникло в конце девятнадцатого века после обнаружения богатых погребений,"княжеских могил»,расположенных как раз возле Fürstensitze. Наличие средиземноморского импорта в захоронениях, стало одним из свидетельств социального расслоения, причиной которого как раз и был контроль над дальней торговлей и влияние Южноевропейского региона.
Развернувшиеся в 60-80 годах прошлого века споры о природе города(так до конца и не решенные на сегодняшний день), о причинах его появления и ядре из которого он мог возникнуть, привели к введению в научный оборот термина «центральное место». Им договорились обозначать любое место с признаками «центральных» функций, независимо от их природы — властно-административных, торгово-ремесленных, военных или культурно-религиозных. Родившаяся среди географов в тридцатые годы двадцатого века Теория центральных мест,и ставшая своего рода предшественницей Теории сетей,как нельзя лучше подходила для объяснения феномена княжеских резиденций.
Немного о временных рамках в которые существовали Центральноевропейские Fürstensitze и их наследники опидумы. Период с 800 по 450 гг до н. э. для этого региона соответствует раннему железному веку и обычно называется Гальштат. Железный век сменил бронзовый, а Гальштат пришел на смену различным культурам, сгинувшим после кризиса Бронзы. 450 год это своего рода точка между Гальштатом и Латеном, когда гальштатские сообщества, после глубокого кризиса, исчезают или переходят в латенские. У Латена, который можно назвать поздним железным веком Европы, много фаз. Условно разобьем его на два крупных периода - с 450 г. по 150 г., и с 150 г. по римское завоевание(условно 50 г.до н.э). Именно со 150 года начинается эпоха опидумов, а с римского завоевания уже «римский железный век Европы».
Применение новейших методов и оборудования в последние двадцать лет, таких как геолокация и магнитометрия, показали, что княжеские резиденции были значительно крупнее, а их структура достаточно сложной. А самое главное, это была не стандартная модель, а разнообразные варианты, приспособленные под определенные цели. Самыми впечатляющими стали дораскопки поселения Хойнебург на Верхнем Дунае. Первоначальные выявили укрепленное поселение на вершине холма, занимавшее около 3 гектаров. Примерно в полукилометре от него находилось несколько богатых гробниц. Новый этап раскопок, начавшийся в конце 20 века, показал, что укрепление на вершине было лишь частью более обширной агломерации. Раскинувшись внизу холма, она занимала примерно 100 гектаров, и также была укреплена.
Хойнебург оказался достаточно сложным поселением, которое вполне соответствовало понятию город. Несмотря на то, что застройка была не плотной, математическая модель показала, что в городе могло проживать не менее 5 тысяч человек. Это сопоставимо с современными Хойнебургу Афинами, и больше чем тогдашний Рим. В городе четко выделяются ремесленные кварталы и группы усадеб, обнесенные частоколом и разделенные канавами. Такой вид застройки называют «поселения с низкой плотностью», с примерной численностью в 50 человек на гектар. Подобные города, с центром и малоэтажной застройкой, с участками свободной земли, занимающие большие территории, можно и сейчас встретить в Африке или Южной Америке.
Хойнебург возник примерно 630-620 годах до н.э. на месте заброшенного поселения Средней Бронзы. В самом конце седьмого столетия раскинувшийся на вершине холма поселок с усадьбами был снесен и на его месте были возведены отдельные дома, расположенные вдоль четкой уличной сетки. Не менее масштабные изменения затронули и оборонительные укрепления. Старая стена из срубов заполненных землей, так называемый тип Кастенбау, была заменена новой, из необожженного кирпича, с 17 башнями и привратной постройкой из тесанного камня. В последующем её побелили, и она хорошо была видна издалека, в том числе и проплывающим по Дунаю судам. Снос старого поселка и постройка нового города, указывают на некое политическое решение. Анализ поселений вокруг Хойнебурга говорит о том, что поселки вблизи холма прекратили свое существование, а вокруг города выросли новые кварталы, ставшие частью агломерации. Это может указывать на процесс синойкизма, то есть объединения нескольких родовых поселков в один город, с переселением в него жителей ранее самостоятельных поселений.
«Кирпичный город» был уничтожен примерно в 540/530 гг.до н.э. разрушительным пожаром. «Акрополь» вновь перестраивается и на нем появляются крупные здания, которые можно назвать «дворцами». Стену из сырцового кирпича заменяют на привычную дерево-земляную. Внешний город при этом не пострадал и продолжил свое существование. Было ли это результатом внешнего вторжения или внутреннего конфликта, сейчас точно сказать невозможно. Этот город просуществовал примерно до 450 г.до н.э., когда был полностью уничтожен огнем. Эпоха Гальштата закончилась и ей на смену пришел Латен. В следующий раз люди заселили окрестности Хойнебурга более чем через тысячу лет.
Два этих эпизода не отражают всей бурной жизни Хойнебурга. За время существования он пережил 14 этапов строительства и 10 фаз реконструкций укреплений. Но наибольший интерес археологов конечно же вызвала стена из сырцового кирпича. Подобного типа построек в срединной Европе этого времени больше не встречается. Было высказано мнение о средиземноморском влиянии. Само появление «княжеских резиденций» связывали с греками, основавшими в 600 г.до н. э. Массилию, будущего Марсель. Но в Южной Франции поселения подобные Fürstensitze не встречаются. В самом же Хойнебурге греческий импорт появляется только после уничтожения города с кирпичной стеной.
Ряд исследователей считают, что Хойнебург был региональным торгово-промышленным центром контролировавшим площадь примерно в 1000 км². Именно в нем производились украшения, изделия из металла и керамика, распространенные на этой территории, в обмен на продукты питания. Анализ костей животных показал, что скот доставлялся с территорий лежащих в 50-100 километрах от города.
Параллельно с дораскопками Хойнебурга велись работы в Бурже, лежащем к югу от излучины Луары. Возникший также на оставленном поселении Бронзового века, Бурж в период своего наивысшего рассвета занимал площадь примерно в 200 гектаров. Были выявлены большие здания, остатки сырцового кирпича и ремесленные кварталы предположительно правильной планировки, со следами ювелирного, ткацкого и металлообрабатывающего производства. В отличии от Хойнебурга территория Буржа никогда окончательно не была заброшена. Не смотря на явные следы ухода населения в начале Латена. На месте остатков поселения эпохи Гальштата возник гальский город известный как Аварикум,центр племени битуригов, а уже поверх него был построен средневековый Бурж. Всё это сильно затрудняет раскопки, не давая составить четкой картины этого города раннежелезного века. Находки говорят о многочисленном греческом импорте, в основном черепки аттических амфор, и экспорте медных сплавов. А погребения указывают на существование элиты и иерархичности общества.
Еще один крупный урбанистический центр — Мон-Лассуа, расположенный в долине реки Сены, в Бургундии. Внизу укрепленного плато, площадью примерно в 5 гектаров, располагался нижний город, приблизительно занимавший 35-40 гектаров. На плато было расположено несколько больших зданий, крупнейшее из которых имело размеры 20(22) на 33(35) метров. Размеры построенного столетием позже афинского Парфенона, крупнейшего здания античной Греции того периода,были примерно 30 на 70 метров. Сумма которая ушла на его строительство равнялась стоимости 450 боевых кораблей.Можно только догадываться сколько пошло на строительство «дворца» в Мон-Лассуа. В отличии от Парфенона, он было деревянным, при этом его высота составляла порядка 15 метров. Задняя часть здания была полукруглой, создавая так называемую апсиду, повторяющую изгиб холма. Уникальный и нигде более за Альпами не встречающийся архитектурный прием.
Не меньший вопрос вызывают владельцы агломерации. Примерно через 50 лет после возникновения Мон-Лассуа, в 550 году, появляется богатое захоронение. Его иногда называют «могилой леди Викс». Могила не подверглась разорению и дошедшие до нас предметы поистине уникальны. Артефакты происходят практически со всего тогдашнего европейского мира. Изделия из Массилии, самой Греции(аттическая керамика), Этрурии, украшения из янтаря, кораллов и бронзы. Самой ценной находкой стал бронзовый кратер, сосуд на подобии вазы в котором разбавляли вино водой, крупнейший за всю историю находок. Его размеры поражают- высотой порядка 1.60 метра. Весом в более 200 килограмм и объемом примерно 1100 литров.
Могила «леди Викс» первая из богатых женских могил. Всего было похоронено три поколения. Что может говорить о передачи власти по наследству в рамках одной династии. Некоторые ученые считают, что преобладающие богатые женские могилы могут указывать на существование матриархата, возможно даже в виде полиандрии(многомужества). В одном из рвов, недалеко от святилища,были обнаружены две разбитые статуи, мужчины с оружием и женщины с торквесом(шейной гривной), возможно изображающие первопредков. К концу Гальштата, 450 год, поселение на плато было заброшено, в то время как огромный, порядка 42 гектаров, некрополь дожил до окончания Латена.
Совсем по иному выглядит возникшая в начале шестого века княжеская резиденция в Глауберге, расположенная в Германии на плато Веттерау. Построенный на возвышенности Глауберг был окружен массивной стеной и занимал площадь примерно в 8 гектаров. Сам он видимо не был торгово- ремесленным центром. Вокруг него нет поселений говорящих о зависимости, как нет и нижнего города. Но зато он связан с расположенным рядом могильным комплексом, ритуальным центром которого является большой курган, от которого идет так называемая «дорога процессий», длинной более 350 метров. По краям кургана обнаружены четыре разбитые статуи- истукана, что может указывать на его сакральное значение. Само поселение укреплено лишь с одной стороны, со стороны противоположной кургану, что также может говорить скорее о религиозном символе укрепления. И получается, что с одной стороны священный курган как бы входит в мир живых, поселение, а с другой, отделенный «дорогой процессий» и идущим вдоль нее широким рвом, он принадлежит миру мертвых, то есть некрополю, являясь своего рода связующим звеном между двумя этими мирами. Между поселением и курганом расположена постройка,имеющая явно религиозное, и даже календарное значение. В отличии от других Fürstensitze, в Глауберге не обнаружено предметов средиземноморского импорта. Но он такой не один.
Самая северная «княжеская резиденция» найдена в Кеммельберге, Нидерланды, на самом высоком плато Фландрии. Памятник сильно пострадал в Первую мировую, когда на господствующей вершине были оборудованы позиции артиллерии.Самая же восточная из Fürstensitze, найдена на севере Польши, в Бискупине. Это небольшая «княжеская резиденция» площадью всего 2 гектара с одинаковыми домами расположенными вдоль улиц правильной планировки. Все дома похожи друг на друга, что может говорить об отсутствии социальной стратиграфии.
Процесс урбанизации в Срединной Европе неразрывно связан с ростом иерархичности сообществ. Произошло это еще до торговых контактов с Грецией. Первые богатые могилы появляются в VIII веке, а центры урбанизации начинают расти в конце VII века. Можно предположить, что толчком стали связи с Северной Италией (этруски и культура Голассека), но доля этрусского импорта, как и позднее греческого, слишком незначительна, за исключением отдельных мест. А кое-где подобный импорт просто отсутствует. Феномена богатых гробниц и «княжеских резиденций» нет в Южной Франции, где контакт с греческим миром был наиболее тесным. Появление «центральных мест» и ранний урбанизм в Испании, также имевшей близкие контакты и с эллинистическим и финикийским миром, начинается когда в Срединной Европе произошел надлом подобной модели. Всё говорит о том, что феномену раннего урбанизма Срединной Европы мы обязаны внутренним развитием региона. Процесс аналогичный тем сдвигам, что произошли в средиземноморском регионе, вызвав после кризиса Бронзового века, новую волну урбанизации.
Сами «княжеские резиденции» не представляют из себя некое единое решение. Их структура различна, что говорит об их культурной, этнической и тем более политической неоднородности. Процессы централизации внутри Срединной Европы, это внутренний процесс шедший независимо от внешних влияний. И он лучше всего показывает, что централизация и развитие сообществ, в конечном итоге приведшие к строительству государства, это не поступательный, а цикличный процесс. Если посмотреть на централизацию в Европе ретроспективно, то мы увидим те же изменения, что происходили в неолите и в Бронзовом веке. Централизация сообществ нарастает, но в какой-то момент наступает кризис. Была ли причина этого кризиса в экологии или самом человеке, неспособном адаптировать общество к новым условиям или же самим эти условия создавшем, мы пока ответить не можем.
Несмотря на то, что не все «княжеские резиденции» можно считать городскими, все они представляли собой сложные центральные места, находясь на вершине поселенческой иерархии и выполняя центральные функции для населения окружающего района. Неоднородные по своей планировке, занимаемой площади, функциям и сроку службы,они скорее всего, представляли собой для племенных политий фокусную точку, поддерживающую политические и экономические отношения, объединяя небольшие племенные группы в более крупные сообщества. Почти регулярное пространственное распределение этих крупных центров можно сопоставить территорией государств майя или сообществами этрусков.Часть из них, такие Хойнебург и Мон-Лассуа, исчезают к середине V века. В тоже время подобные структуры начинают возникать в Рейнско-мозельском районе. Но их уже трудно назвать городами. Это скорее племенные центры, в которых отсутствует концентрированное производство. К концу V века начинается закат Fürstensitze. Лишь некоторые из них, расположенные на окраине ареала, пережили переход от Гальштата к Латену. Теперь они выполняют исключительно религиозные функции и как места собраний.
Эпоха «княжеских резиденций» была первой волной урбанизации Срединной Европы. В отличии от Средиземноморья, процесс этот был недолгим. С начала IV века начинается процесс децентрализации поселений и выравнивания социального уровня. Этот откат к прошлому не является особенностью региона. Средиземноморские центры, как и Ближневосточные, также в это время переживали кризис. Но более тесные экономические и политические связи позволили многим из них выжить. Сменившая Fürstensitze модель , открытые поселения усадебного типа, не была новой. Она была типична для районов юго-восточнее Глауберга, в Баварии и далее в Чехии и Венгрии. Цитадели на вершинах холмов и плато были заброшены или уничтожены. Но не надолго. Уже в середине III века вновь начинается процесс централизации, открытые поселения становятся все крупней, пока через столетие не начнется эпоха опидумов.
Автор - Владимир Вольф
Читайте другие статьи автора по тегу #вольфкат