Найти тему
Театр Антона Чехова

Пусть горит свеча / Театр Антона Чехова (Москва)

"Страстной бульвар, 10", Выпуск №9-219/ 2019, Портрет театра

В 1989 году в Москве появился новый театр - Театр Антона Чехова. А 8 февраля 1990-го впервые был сыгран спектакль «Вишневый сад». Его режиссер Леонид Трушкин вместе с Евгением Роговым стали создателями этого первого в современной России негосударственного частного театра.

Имя Леонида Трушкина было к тому времени хорошо известно в Ленинграде, где начиналась в Театре Комедии его актерская судьба, и в Москве - здесь она продолжилась в Театре имени Владимира Маяковского блистательно сыгранной ролью Константина Треплева в чеховской «Чайке», поставленной Александром Вилькиным. Но Трушкину было явно тесно в границах даже самых привлекательных ролей - молодого артиста влекла режиссура. И не просто режиссура, а свободная от каких бы то ни было рамок. Вероятно, и по складу ума и творческих пристрастий, а еще вероятнее - по глубокому неудовлетворению состоянием театра. Закончив режиссерский факультет ГИТИСа (мастерская А.В. Эфроса), Леонид Трушкин четко выстроил для себя приоритеты: как бы ни было трудно и страшно, кто-то должен первым проложить тропинку к принципиально новому по формам существования театру - не государственному, частному. И такой театр не должен иметь постоянной труппы, он призван стать антрепризным не в сложившимся к середине 80-х годов значении этого понятия. Новый театр, по мысли его создателей, будет продолжать лучшие черты и формы дореволюционной русской антрепризы.

Фёдор Добронравов в спектакле "Забор"
Фёдор Добронравов в спектакле "Забор"

Эту идею горячо поддержал профессор Геннадий Григорьевич Дадамян, прекрасно разбиравшийся не только в театральной истории, но и в экономической составляющей подобных начинаний. Он всячески пропагандировал возникший Театр Антона Чехова, приводя пример его рождения и существования с первых спектаклей, и на лекциях перед студентами, и на публичных выступлениях.

Обладая фантастической заразительностью, умением заинтересовать практически любым делом, Геннадий Григорьевич привел меня когда-то на спектакли «Вишневый сад» с Татьяной Васильевой, Евгением Евстигнеевым, Николаем Волковым; «Там же, тогда же...» Б. Слейда, в котором были заняты Татьяна Васильева, Любовь Полищук, Константин Райкин; «Сирано де Бержерак» Э. Ростана с блистательным Константином Райкиным; «Чествование» Б. Слейда с ослепительным созвездием Александра Ширвиндта, Михаила Державина, Людмилы Гурченко, Ларисы Голубкиной; «Гамлет» У. Шекспира с Сергеем Шакуровым в главной роли; «Подземка» Н. Байера с Екатериной Стриженовой, Яной Поплавской, Николаем Денисовым, Михаилом Ефремовым, Дмитрием Марьяновым...

Поистине, это были прекрасные времена, когда можно было увидеть на сцене Театра Антона Чехова в основном классический мировой репертуар в традициях школы русского психологического театра. К середине 90-х годов вокруг царила смятенность нравов (что и как ставить, чтобы заманить всеми способами зрителя в театр), на подмостки с бандитским посвистом врывались ненормативная лексика, пьесы авторов новейшей волны о бомжах, проститутках, наркоманах, обитателях помоек и «особо опасных» зон жизни. На сценах большинства театров воцарились нравственное отупение, открытая агрессивность, тотальное отсутствие мысли и такого необходимого для театрального искусства элемента как сопереживание, сочувствие. Все это сказывалось не только на этических, но и эстетических, художественных достоинствах спектаклей. А у Леонида Трушкина достало человеческой и профессиональной глубины, чтобы понять: так жить театр не сможет. Ему, действительно, грозит реальная гибель.

Прошло не одно десятилетие, прежде чем я услышала, почему Леонид Трушкин снял из репертуара спектакль «Подземка» по очень модной в то время пьесе Н. Байера, написанной довольно давно. Испытав неподдельное погружение в события, происходящие на их глазах в нью-йоркской подземке, когда от нечего делать подростки заблокировали двери вагона и начали терроризировать пассажиров, зрители после спектакля боялись входить в метро, предпочитая достаточно большое расстояние проходить до остановок наземного транспорта. Увидев собственными глазами такой эффект от спектакля, режиссер решил снять его, несмотря на успех, неизменно сопутствовавший «Подземке».

Так с первых лет своего существования антрепризный частный Театр Антона Чехова заявил и закреплял возможность собственного пути, по-настоящему творческого, яркого. Ведь кроме тщательно обдуманного репертуара и классических в лучшем смысле слова постановок зрителей, несомненно, влекло сюда и то, что они могли увидеть артистов разных театров (порой - и разных городов), которых давно успели полюбить не только на других подмостках, но и на киноэкранах.

Сцена из спектакля "Всё как у людей"
Сцена из спектакля "Всё как у людей"

В одном из довольно давних интервью корреспонденту Ларисе Каневской Леонид Трушкин говорил: «Антреприза себя скомпрометировала тем, что некоторые наскоро лепят спектакли и мотаются по стране. Но уверяю вас, что вопрос не в форме организации театра, а в задаче, преследуемой его руководителем. Если экономика в театре ставится впереди творчества, то и экономика такая скоро сдуется. Мы не ставим театральное дело с ног на голову, деньги для нас - не цель, а средства для развития театра.

Мы деньги зарабатываем только продажей билетов на спектакли, у государства никогда не брали ни копейки, а с конца 90-х годов еще и у спонсоров ничего не взяли и можем этим гордиться. Мы платим аренду, авторские, налоги, все, что полагается, еще и офис арендуем, и площадки для репетиций и спектаклей, и хранилище для декораций.

В чем «прелесть» государственных театров? Им не надо думать о сборах, поскольку они сидят на бюджете. Я возьму Тютькина и Пупкина, они будут играть талантливо, но народ на них пойдет только тогда, когда они станут знаменитыми... Вопрос рынка сложен, но задача государства - ориентировать зрителя, повышать его культурный уровень, регулировать деятельность театров налогами и грантами, а не уравненным содержанием».

Совсем не разбираясь в экономических вопросах, хотя часто и с большим интересом слушала суждения Геннадия Григорьевича Дадамяна, не стану судить о законах рынка. Они, разумеется, важны, но насколько важнее задачи повышать культурный уровень зрителя? На каких весах можно взвесить эти две составляющие искусства?

Сцена из спектакля "На посадку"
Сцена из спектакля "На посадку"

Для меня (полагаю, что и для многих!) существует в театре степень зрительской включенности в происходящее, если хотите - степень потрясения, испытать которое можно только в театре, когда видишь каждую мысль, каждую эмоцию в глазах, мимике, жестах артиста, завораживающего тебя своим проживанием роли, а через него - мысль и чувство режиссера, не заслоняющего своими находками артиста, а помогающего ему раскрыться до неведомых глубин.

Вернусь снова к тому давнему интервью Леонида Трушкина: «Есть два вида театра: в одном говорят, что жизнь невыносима, во втором, что жизнь прекрасна. Я - посередине, но, как говорил великий Гончаров: «Если в финале не горит свеча, спектакля нет». Это - не абсолютная истина, я отдаю себе в этом отчет, но все мое существо разделяет эту позицию. Я иногда вижу спектакли и фильмы, которые утверждают, что жизнь невыносима. У меня вопрос к авторам: «Если жизнь действительно невыносима, почему вы живете и уговариваете меня лезть в петлю, при этом зарабатываете на своем творчестве деньги?» Мягко говоря, вы лукавите, а грубо говоря, вы мошенничаете: меня призываете прыгать в могилу, а сами едите, пьете, любите, хотя бы, как минимум, наслаждаетесь любовью к себе, то есть получаете удовольствие от жизни. Это не честно и не гуманно».

Конечно, от экономических проблем никуда не деться в наше время. Нам, сторонним наблюдателям, просто зрителям, не дано понять, сколько испытаний подстерегает частный театр едва ли не на каждом шагу. Да, билеты в Театр Антона Чехова не дешевы, но и предлагаемое им «качество искусства» по-настоящему дорого. Сегодня в афише театра, в основном, зарубежные пьесы, но в них царит воздух русского психологического театра.

Леонид Трушкин не раз говорил, что в театральном искусстве у него - два Бога: Георгий Александрович Товстоногов и Андрей Александрович Гончаров. И это не декларация, а наследование в высоком смысле понятия: каждая пьеса подвергается детальнейшему анализу, углубляется с помощью незыблемых основ школы актерского мастерства и - вызывает у зрителя острое сопереживание...

Зал Конгресс-центра им.Г.В. Плеханова, где играет в последнее время Театр Антона Чехова, как правило, переполнен. И мне доводилось видеть тех, кто не по одному разу приходит на спектакли «Забор» и «Спасатель», идущие с оглушительным успехом вот уже не один и не два года.

Канадский драматург Норм Фостер предоставил право первой постановки своей пьесы «Забор» Театру Антона Чехова. И из весьма незатейливого драматургического повествования Леонид Трушкин сделал глубоко человечный, бесконечно смешной и грустный спектакль об отношениях отца и оставшегося при разводе с матерью сына, давно не встречавшихся друг с другом; о легком и необязательном, на первый взгляд, романе отца с вдовой соседа-фермера. Играют Федор Добронравов, Иван Добронравов и Инга Оболдина, артисты, любимые не только театралами, но и кинозрителями. И играют так, как мне лично не доводилось видеть их еще нигде: та степень личностного участия в семейной истории, с которой работают артисты, заставляет забыть о разделяющей рампе, о вымышленном (или - не вымышленном) сюжете, полностью погружая в собственные ошибки и грехи, в собственные ощущения. В собственные «заборы», которые мы так часто выстраиваем между собой и близкими людьми...

Фёдор Добронравов и Борис Дьяченко в спектакле "Ужин с дураком"
Фёдор Добронравов и Борис Дьяченко в спектакле "Ужин с дураком"

Тщательно подобранная режиссером очень тихая и мелодичная музыка, постоянно идущий за стенами дома снег - отнюдь не являются «находками», в них явлена атмосфера чувственная, сильная, втягивающая в происходящее без остатка. И проживаешь в себе этот спектакль еще долгое время спустя.

Так же можно сказать и о «Спасателе», сравнительно новой пьесе канадского драматурга, в котором Леонид Трушкин, судя по всему, находит возможность очень просто и выразительно говорить «о человеке, для человека, во имя человека» по завету классиков. Два героя, обитающие в Доме престарелых, в котором зачем-то устроена детская площадка, где они и встречаются. Молодой, шумный, веселый, меняющий ошеломляющие туалеты Джонни (Федор Добронравов) и унылый, готовый каждый день к уходу в небытие Барри (Геннадий Хазанов). За Барри присматривает дочь Рози (Дарья Макарова), работающая в этом Доме, и он немало раздражен ее постоянной, навязчивой, как ему кажется, опекой. Но проходит совсем немного времени, и назойливый, громкий Джонни полностью меняет жизнь Барри. Тема близкой смерти, словно незримо витающей в воздухе спектакля, заставляет едва ли не до самого финала пристально всматриваться в персонажа Геннадия Хазанова, словно уже и не живущего, а влачащего последние дни.

Но умирает Джонни, вся сумасшедшая энергия которого, все попытки навязать Барри хотя бы интерес, если не любовь, к каждому прожитому дню, были желанием спасти человека, разочаровавшегося во всем. Смертельная болезнь словно отступила на эти дни, прожитые рядом с опустошенным, лишенным желаний, воли, энергии Барри, а когда «эксперимент» удался - Джонни уходит в небытие, став спасателем человека, чьи дни еще отнюдь не сочтены...

Вот лишь один из многочисленных зрительских отзывов, аплодирующих со слезами на глазах: «Вот это театр, да! С крепкими и крутыми актерами, мощно берущими тебя и не выпускающими до самого конца! Когда занавес уже закрыт, а ты все еще смотришь спектакль внутри себя!!! Потому что он попал в тебя. Потому что теперь ты будешь совсем другими глазами смотреть на мир! И смех, и грех - ком в горле и слезы радости одновременно. Вот это чудо театра, чудо, происходящее внутри меня, внутри зрителя! Спасибо вам, дорогие создатели спектакля!..»

«Я человек не тщеславный, и в этом смысле - счастливый, - говорил Леонид Трушкин в интервью. - Славы никогда не бывает много, как и денег... Мы живем в эпоху мифотворчества. Качественное и востребованное - не одно и то же. Что-то назначается модным. С точки зрения бизнеса, я это понимаю, но не понимаю с точки зрения потребителя. Дорогое - не обязательно лучшее, знаменитое - не обязательно лучшее... Байкал не боится быть прозрачным, ему незачем скрывать свою глубину, а лужа непременно должна быть мутной, обещает глубину, но нырнешь, и... нос оцарапаешь. Быть ясным вообще требует мужества, потому что, если ты - не глубокий, ты в этом признаешься, но хотя бы остаешься равным себе, честным, не морочишь людям голову».

Наверное, так может сказать о себе человек, который при всей озабоченности бездомностью, отсутствием достаточного для работы количества денег и других проблем, ведает главное - свеча должна гореть не только для зрителя, но и внутри творца. Иначе - ничего не будет.

Три десятилетия живет и дает жизненные силы своим зрителям Театр Антона Чехова. Пусть же еще очень долго горит его свеча!..

Автор: Наталья Старосельская

-6
-7
-8
-9
-10
-11
-12
-13
-14
-15
-16
-17
-18
-19
-20

#театр #историятеатра #история #трушкин #басилашвили #хазанов #добронравов #знаменитости #райкин #новости