В любой семье может быть много идей, которые формируют идентичность. Какие то влияют сильнее, какие то меньше.
Задача просто понимать, что тот или иной сценарий в моей голове формирует характер и мировоззрение детей.
Если в роду были предки, которые отличились значимыми достижениями, то эти истории прошлого формируют будущее. Например, если кто то защитил диссертацию, преуспел на службе или в бизнесе.
Это дает энергию, вдохновляет и помогает развиваться. И побуждает ставить высокие, амбициозные цели.
Людей, которые постоянно меняются и развиваются называют “достигаторы”.
Но бич этого мифа в том, что личность не получает удовлетворения. В психологии это называется невроз достижений.
Мы не умеем радоваться, сидя на вершине, на которую удалось забраться с большим трудом. Мгновенно начинает казаться, что это фигня, а не результат. И внимание сразу переключается на следующую гору, и мысли о том, как бы до нее добраться.
В таких семьях детей приучают к подобному мышлению. Например, если школьник выиграл районную олимпиаду, то радоваться и как то отмечать успех времени особо нет. Достигатору всегда мало, он неудовлетворен. Он не может себе позволить просто полежать на диване и расслабиться. Сразу начинаются обсуждения плана подготовки и действий, как выиграть призовое место на федеральном уровне.
Проблема достигаторов в том, что они бросают все силы на цель, не особо получая удовольствия от самого процесса.
“Вот будет хорошо, когда …”. А, достигнув желаемое, все быстро обнуляется, удовлетворения не наступает, и на горизонте новая цель! Достигатор думает, что счастье придет, когда он возьмет то, к чему стремится. Но не насладившись тем, что пришло, выходит на следующий забег.
В высоких результатах нет ничего плохого. Но важно во время восхождения на очередную вершину не забывать о психическом здоровье. Клиники переполнены детьми и подростками, которые не справляются с нагрузкой, особенно в лицеях и гимназиях с постоянными рейтингами.
Достигаторам важно понять, что главное правило гармоничного развития - стабильный рост и умение радоваться любым результатам. И детей приучать к тому, что хорошо сейчас, и хорошо потом.
Взамен идеям, что пока не возьмешь очередную награду, даже ни о чем не думай. И да, возможно, ребенок не хочет вовсе брать вашу цель, нужно уметь это признавать. А мы все продолжаем повышать планку, а потом обесцениваем результат, считая, что можно еще больше.
Миф о достигаторах должен вдохновлять, главное замечать моменты, когда примеры успешного успеха начинают мешать жить счастливой жизнью и радоваться банальным вещам здесь и сейчас. Особенно важно, когда высокие цели начинают влиять на физическое и психическое здоровье.
Как своему ребенку помочь? Есть цель, а есть вариант, когда цель достигнута не будет. Это пространство возможности не должно вызывать тревогу, страх. Например, можно выходить на профессиональный уровень в футболе, но, если травма, то любимый футбол может приносить удовольствие в виде другой должности в лучшем клубе. Согласитесь, ведь это трагедия, когда топовые гимнастки, завершая карьеру, оказываются в клиниках с порезами на запястьях. Если в семье есть возможность, то наилучший вариант нанять спортивного психолога. Но, прежде, разобраться с собой. Ребенок просто станет более целостным и гармоничным рядом с таким взрослым.