В июле мир увидел новую интерпретацию романа Джейн Остин "Доводы рассудка" от Netflix. Уже после выхода трейлера к фильму было много претензий. Но какой же в итоге получилась современная версия классической истории? Что общего у неё с такими нашумевшими сериалами, как "Дрянь" и "Бриджертоны" и с нетленным фильмом "Дневник Бриджит Джонс"? И почему картина гораздо смелее, чем последняя экранизация другого романа Остин - "Эмма"?
Первое, что стоит отметить - в отличии от предыдущих киноадаптаций романа "Доводы рассудка", над этой лентой работали преимущественно женщины. Сценарий написали Рон Басс и Элис Виктория Уинслоу, режиссером стала Кэрри Крэкнелл. Девушка является не только сценаристкой и режиссёром, но и успешной театральной постановщицей. В возрасте 26 лет Кэрри Крэкнелл стала самым молодым художественным руководителем театра в Британии. Из любви к театру, судя по всему, и вырастает определенная схожесть ленты с постановкой на сцене, спектаклем.
Второе, что конечно же является триггером для многих - это так называемый "слепой кастинг".
"Color-blind" - слепой кастинг.
На роль какого-то персонажа берут человека любой расы и пола. Главный принцип отбора - типаж, талант, актёрские способности. Для театра такая практика привычна, но в кино слепой кастинг всё еще вызывает у многих зрителей отторжение.
Учитывая два пункта, о которых я говорила выше, "Доводы рассудка" 2022 полностью вписываются в современный тренд дайверсити (от англ. diversity - многообразие) в киноиндустрии. Изменения в этой сфере назревали давно - скандалы в Голливуде, движение "MeToo", новые требования к номинантам на "Оскар". Последней каплей, которая прорвала плотину, стало шоу "Бриджертоны".
Но "Доводы рассудка" - первый фильм по романам Остин (кроме сериала «Сэндитон» по незаконченной рукописи писательницы), где осмелились применить слепой кастинг. И это, конечно, травмировало многих консервативных поклонников Джейн Остин, ведь её творчество всегда было квинтэссенцией "английскости".
Создатели новых "Доводов" органично вставляют в канву эпохи регентства современные социальные тенденции вроде психотерапевтических техник (аффирмации, практика благодарности), а также усиливают остроту и едкую иронию, свойственную творчеству Джейн Остин. Мы знаем, что писательница часто подтрунивала над нравами своей эпохи, но она все же была скована правилами этикета времени, в котором жила.
Фильм снят в 2022-м, когда обо всём можно говорить достаточно прямо и делает он это на современном языке. Любопытно, что такой приём воспринимается достаточно органично. Главная героиня тоже обращается непосредственно к зрителю: глядя в камеру, она искренне рассказывает о своих мыслях и чувствах в духе шоу "Дрянь", игриво подмигивает нам или просто показывает взглядом своё отношение к происходящему.
Тема женской эмансипации звучит здесь ярче, чем в романах Остин, но в ней нет надрыва. Женские образы у постановщицы Кэрри Крэкнелл получились очень разные, интересные и характерные. Даже Луиза, которая в романе предстаёт довольно поверхностной кокеткой, здесь показана умной, честной девушкой с принципами.
Для Дакоты Джонсон картина стала бенефисом. Правда, не стоит ждать от неё глубокой драматической игры. Сам фильм достаточно лёгкий и актрисе удалось вписаться в концепцию, отбросив пикантный флёр, тянущийся за Джонсон из "50 оттенков серого". В картине много забавных моментов и главная героиня Энн уж очень напоминает Бриджит Джонсон: неуклюжую, вечно попадающую в дурацкие ситуации (чего стоит момент, когда Энн случайно подслушивает разговор Луизы и капитана Уэнтворта), запивающую свои проблемы вином прямо из бутылки, но такую милую, искреннюю и открытую девушку. Фильм еще раз напоминает: никто не совершенен, но это не лишает нас обаяния и привлекательности.
Впечатление от фильма будет полностью зависеть от ваших ожиданий. Не стоит требовать от "Доводов рассудка" исторической достоверности в деталях костюма и правилах этикета (спойлер: здесь даже есть поцелуи), накала страстей и особой глубины чувств. Хотя можно утешиться тем, что съёмки проходили в настоящих локациях и полюбоваться аутентичными пейзажами Англии возможность представится.
Меня расстроило, что между главными героями Энн Эллиот и капитаном Фредериком Уэнтвортом нет химии и притяжения, нет искры, а Космо Джарвису не очень-то удаётся создать образ Уэнтворта - сурового, сдержанного, просоленного морскими волнами и одновременно притягательного, сгорающего от любви и ревности, моряка. К тому же, фильму не хватает атмосферности.
Да, вам не захочется пересматривать эту экранизацию Джейн Остин множество раз, как например, "Гордость и предубеждение" 1995 г. с Колином Фёртом и Дженнифер Эль. А фильм ориентирован скорее на молодую аудиторию, но и в этом есть свои плюсы, потому что я очень надеюсь, что после просмотра кто-то захочет почитать сам роман.
На первый взгляд кинолента похожа на "Эмму" 2020-го с Аней Тейлор-Джой. Но, даже несмотря на заметные недостатки, новое прочтение наследия Джейн Остин оказалось более ревизионистским, лёгким и свежим. Хотя и у "Эммы" была претензия на новый взгляд, но по сути ничего нового в восприятие художественного мира писательницы лента не привнесла.
Как любая смелая интерпретация (вспомним "Анну Каренину" Джо Райта) новые "Доводы рассудка" вызывают бурю негативных отзывов и восклицаний, что с классикой так обращаться нельзя. Но мне думается, что в этом и есть прелесть вечных текстов - они живут, меняются вместе с миром, они не могут застыть в одном состоянии, потому что любой застой - это смерть.
Основа, ядро истории - то, что и как мы чувствуем, то, в какие жизненные ситуации попадаем - остается. И всем нам нужно быть более открытыми к чему-то новому, не такими закостенелыми во взглядах, не делить мир на "чёрное" и "белое", ведь в нём у каждого цвета есть оттенки (простите за отсылку). Не стоит относиться к классическим произведениям, как к застывшим памятникам.
Лёгкая романтическая комедия, похожая больше на эпизод сериала, чем на фильм, снятая по мотивам (о чём нас уведомляют в самом начале) произведения Джейн Остин имеет право на существование и доказывает, что есть тексты, которые актуальны во все времена.
Друзья, если вы впервые на моём канале, то здесь я рассказываю не только про кино, но и про книги, культуру, искусство. Много говорю о женских персонажах и проблемах в искусстве. Занимаюсь библиотерапией и публикую подборки книг на разные случаи жизни. Присоединяйтесь, скучно не будет❤
Вам может быть интересно: