Найти тему

50 оттенков Джейн Остин: смотрим смелую экранизацию "Доводов рассудка" с Дакотой Джонсон в главной роли

В июле мир увидел новую интерпретацию романа Джейн Остин "Доводы рассудка" от Netflix. Уже после выхода трейлера к фильму было много претензий. Но какой же в итоге получилась современная версия классической истории? Что общего у неё с такими нашумевшими сериалами, как "Дрянь" и "Бриджертоны" и с нетленным фильмом "Дневник Бриджит Джонс"? И почему картина гораздо смелее, чем последняя экранизация другого романа Остин - "Эмма"?

Первое, что стоит отметить - в отличии от предыдущих киноадаптаций романа "Доводы рассудка", над этой лентой работали преимущественно женщины. Сценарий написали Рон Басс и Элис Виктория Уинслоу, режиссером стала Кэрри Крэкнелл. Девушка является не только сценаристкой и режиссёром, но и успешной театральной постановщицей. В возрасте 26 лет Кэрри Крэкнелл стала самым молодым художественным руководителем театра в Британии. Из любви к театру, судя по всему, и вырастает определенная схожесть ленты с постановкой на сцене, спектаклем.

Второе, что конечно же является триггером для многих - это так называемый "слепой кастинг".

"Color-blind" - слепой кастинг.
На роль какого-то персонажа берут человека любой расы и пола. Главный принцип отбора - типаж, талант, актёрские способности. Для театра такая практика привычна, но в кино слепой кастинг всё еще вызывает у многих зрителей отторжение.

Учитывая два пункта, о которых я говорила выше, "Доводы рассудка" 2022 полностью вписываются в современный тренд дайверсити (от англ. diversity - многообразие) в киноиндустрии. Изменения в этой сфере назревали давно - скандалы в Голливуде, движение "MeToo", новые требования к номинантам на "Оскар". Последней каплей, которая прорвала плотину, стало шоу "Бриджертоны".

Но "Доводы рассудка" - первый фильм по романам Остин (кроме сериала «Сэндитон» по незаконченной рукописи писательницы), где осмелились применить слепой кастинг. И это, конечно, травмировало многих консервативных поклонников Джейн Остин, ведь её творчество всегда было квинтэссенцией "английскости".

Актёры фильма
Актёры фильма

Создатели новых "Доводов" органично вставляют в канву эпохи регентства современные социальные тенденции вроде психотерапевтических техник (аффирмации, практика благодарности), а также усиливают остроту и едкую иронию, свойственную творчеству Джейн Остин. Мы знаем, что писательница часто подтрунивала над нравами своей эпохи, но она все же была скована правилами этикета времени, в котором жила.

Фильм снят в 2022-м, когда обо всём можно говорить достаточно прямо и делает он это на современном языке. Любопытно, что такой приём воспринимается достаточно органично. Главная героиня тоже обращается непосредственно к зрителю: глядя в камеру, она искренне рассказывает о своих мыслях и чувствах в духе шоу "Дрянь", игриво подмигивает нам или просто показывает взглядом своё отношение к происходящему.

Дакота Джонсон в роли Энн Эллиот
Дакота Джонсон в роли Энн Эллиот

Тема женской эмансипации звучит здесь ярче, чем в романах Остин, но в ней нет надрыва. Женские образы у постановщицы Кэрри Крэкнелл получились очень разные, интересные и характерные. Даже Луиза, которая в романе предстаёт довольно поверхностной кокеткой, здесь показана умной, честной девушкой с принципами.

Для Дакоты Джонсон картина стала бенефисом. Правда, не стоит ждать от неё глубокой драматической игры. Сам фильм достаточно лёгкий и актрисе удалось вписаться в концепцию, отбросив пикантный флёр, тянущийся за Джонсон из "50 оттенков серого". В картине много забавных моментов и главная героиня Энн уж очень напоминает Бриджит Джонсон: неуклюжую, вечно попадающую в дурацкие ситуации (чего стоит момент, когда Энн случайно подслушивает разговор Луизы и капитана Уэнтворта), запивающую свои проблемы вином прямо из бутылки, но такую милую, искреннюю и открытую девушку. Фильм еще раз напоминает: никто не совершенен, но это не лишает нас обаяния и привлекательности.

-4

Впечатление от фильма будет полностью зависеть от ваших ожиданий. Не стоит требовать от "Доводов рассудка" исторической достоверности в деталях костюма и правилах этикета (спойлер: здесь даже есть поцелуи), накала страстей и особой глубины чувств. Хотя можно утешиться тем, что съёмки проходили в настоящих локациях и полюбоваться аутентичными пейзажами Англии возможность представится.

Лидия Роуз Бьюли, Ричард Э. Грант, Дакота Джонсон и Иоланда Кеттл
Лидия Роуз Бьюли, Ричард Э. Грант, Дакота Джонсон и Иоланда Кеттл

Меня расстроило, что между главными героями Энн Эллиот и капитаном Фредериком Уэнтвортом нет химии и притяжения, нет искры, а Космо Джарвису не очень-то удаётся создать образ Уэнтворта - сурового, сдержанного, просоленного морскими волнами и одновременно притягательного, сгорающего от любви и ревности, моряка. К тому же, фильму не хватает атмосферности.

Актёр Космо Джарвис
Актёр Космо Джарвис
Капитан Фредерик Уэнтворт
Капитан Фредерик Уэнтворт

Да, вам не захочется пересматривать эту экранизацию Джейн Остин множество раз, как например, "Гордость и предубеждение" 1995 г. с Колином Фёртом и Дженнифер Эль. А фильм ориентирован скорее на молодую аудиторию, но и в этом есть свои плюсы, потому что я очень надеюсь, что после просмотра кто-то захочет почитать сам роман.

На съёмках "Доводов рассудка"
На съёмках "Доводов рассудка"

На первый взгляд кинолента похожа на "Эмму" 2020-го с Аней Тейлор-Джой. Но, даже несмотря на заметные недостатки, новое прочтение наследия Джейн Остин оказалось более ревизионистским, лёгким и свежим. Хотя и у "Эммы" была претензия на новый взгляд, но по сути ничего нового в восприятие художественного мира писательницы лента не привнесла.

Как любая смелая интерпретация (вспомним "Анну Каренину" Джо Райта) новые "Доводы рассудка" вызывают бурю негативных отзывов и восклицаний, что с классикой так обращаться нельзя. Но мне думается, что в этом и есть прелесть вечных текстов - они живут, меняются вместе с миром, они не могут застыть в одном состоянии, потому что любой застой - это смерть.

Основа, ядро истории - то, что и как мы чувствуем, то, в какие жизненные ситуации попадаем - остается. И всем нам нужно быть более открытыми к чему-то новому, не такими закостенелыми во взглядах, не делить мир на "чёрное" и "белое", ведь в нём у каждого цвета есть оттенки (простите за отсылку). Не стоит относиться к классическим произведениям, как к застывшим памятникам.

-9

Лёгкая романтическая комедия, похожая больше на эпизод сериала, чем на фильм, снятая по мотивам (о чём нас уведомляют в самом начале) произведения Джейн Остин имеет право на существование и доказывает, что есть тексты, которые актуальны во все времена.

 Кадр из фильма
Кадр из фильма

Друзья, если вы впервые на моём канале, то здесь я рассказываю не только про кино, но и про книги, культуру, искусство. Много говорю о женских персонажах и проблемах в искусстве. Занимаюсь библиотерапией и публикую подборки книг на разные случаи жизни. Присоединяйтесь, скучно не будет❤

Вам может быть интересно: