Найти в Дзене
Образование 4.0

Исследование: с выгоранием чаще сталкиваются молодые учителя

Об этом говорится в 32-м выпуске информационного бюллетеня НИУ ВШЭ «Мониторинг экономики образования». Базой для исследования стали данные одноимённого проекта, полученные в 2020/2021 учебном году. В рамках него, в частности, провели опрос учителей. Логично было бы предположить, что от эмоционального выгорания должны чаще страдать опытные учителя, которые работают в школе дольше всех. Однако на самом деле больше подвержены этому явлению оказались молодые педагоги. Кроме того, они гораздо чаще коллег с большим стажем признаются, что разочарованы выбранной профессией. Так, 18,5% полностью или частично согласны с тем, что совершили ошибку, став учителями. А вот среди тех, чей стаж превышает 20 лет, так думают почти вдвое меньше респондентов. Среди молодых учителей почти четверть призналась, что в той или иной степени недовольна профессией. Среди опытных педагогов доля тех, кто считает так же, тоже почти вдвое меньше. Кроме того, выяснилось, что чем меньше трудовой стаж, тем чаще педагоги

Об этом говорится в 32-м выпуске информационного бюллетеня НИУ ВШЭ «Мониторинг экономики образования». Базой для исследования стали данные одноимённого проекта, полученные в 2020/2021 учебном году. В рамках него, в частности, провели опрос учителей.

Логично было бы предположить, что от эмоционального выгорания должны чаще страдать опытные учителя, которые работают в школе дольше всех. Однако на самом деле больше подвержены этому явлению оказались молодые педагоги. Кроме того, они гораздо чаще коллег с большим стажем признаются, что разочарованы выбранной профессией. Так, 18,5% полностью или частично согласны с тем, что совершили ошибку, став учителями. А вот среди тех, чей стаж превышает 20 лет, так думают почти вдвое меньше респондентов.

Источник данных и инфографики: Информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования» №32
Источник данных и инфографики: Информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования» №32

Среди молодых учителей почти четверть призналась, что в той или иной степени недовольна профессией. Среди опытных педагогов доля тех, кто считает так же, тоже почти вдвое меньше.

Источник данных и инфографики: Информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования» №32
Источник данных и инфографики: Информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования» №32

Кроме того, выяснилось, что чем меньше трудовой стаж, тем чаще педагоги хотят сменить место работы. Однако многие из тех, кто на словах заинтересован в этом, ничего для этого не предпринимают либо считают, что не смогут найти новую работу. По мнению авторов исследования, именно это позволяет сохранять стабильность педагогического корпуса. Проще говоря, недовольные учителя остаются верны своей профессии и месту работы просто потому, что не видят альтернативных вариантов для себя.

Источник данных и инфографики: Информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования» №32
Источник данных и инфографики: Информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования» №32

Тем не менее следует отметить, что большинство российских учителей любят свою работу и не жалеют о выборе профессии.

Кстати, другое исследование НИУ ВШЭ, проведённое в рамках Мониторинга экономики образования, показало, что чем больше у педагогов отстающих учеников, тем чаще они сомневаются в выборе профессии.