Найти в Дзене
«Менделеев был изумительным лектором. Говорил он из рук вон плохо»
Это воспоминание — яркое доказательство того, что в таланте лектора идеальное владение речью — не главное. «Менделеев, крупнейший учёный с мировым именем, был вместе с тем изумительным лектором. По установившейся традиции он ежегодно посвящал первую свою лекцию общим вопросам просвещения и науки, и слушать эту двухчасовую лекцию собирались студенты всех курсов и всех факультетов. Вступительные лекции, впрочем, не характерны для Менделеева. Его исключительный лекторский талант развёртывался во всю мощь в каждой обычной лекции...
3 года назад
«Слава о нашей гимназии шла как о передовом учебном заведении»
Воспоминания бывшей ученицы частной сибирской дореволюционной гимназии, которая слыла прогрессивной — но учили там как-то не очень... «Обучение было платное, плата была несколько выше, чем в казённой гимназии. Ольга Петровна пригласила учителей. Собственно, это были не профессиональные учителя, а просто образованные люди, главным образом неблагонадёжные, ссыльные. Оплату за обучение клали в общую кассу, вычитали за содержание помещения и делили как-то между собой. Доставалось им очень немного. Моя мачеха там преподавала в младших классах, поэтому я знала, что заработок был ничтожен...
3 года назад
Исследование: с выгоранием чаще сталкиваются молодые учителя
Об этом говорится в 32-м выпуске информационного бюллетеня НИУ ВШЭ «Мониторинг экономики образования». Базой для исследования стали данные одноимённого проекта, полученные в 2020/2021 учебном году. В рамках него, в частности, провели опрос учителей. Логично было бы предположить, что от эмоционального выгорания должны чаще страдать опытные учителя, которые работают в школе дольше всех. Однако на самом деле больше подвержены этому явлению оказались молодые педагоги. Кроме того, они гораздо чаще коллег с большим стажем признаются, что разочарованы выбранной профессией...
3 года назад
Сейчас только и разговоров, что об айти! :) И о том, что многие учатся или переучиваются на айтишников. Заметили? Стало известно, сколько россиян переучилось на айтишников за последнее время. Аналитики онлайн-университета Skypro и сервиса по поиску работы и сотрудников hh.ru выяснили, сколько человек после 24 февраля сменили профобласть на IT и кто к этому склонен больше других. Оказалось, что за этот период 98,5 тысячи пользователей создали новые резюме или поменяли профобласть в уже существующих профилях для поиска работы в сфере IT. Топ сфер, представители которых решили перейти в IT: — маркетологи; — менеджеры по продажам; — банковские служащие; — топ-менеджеры; — специалисты строительной отрасли; — работники сфер производства и сельского хозяйства; — административный персонал. Несмотря на стереотип о том, что IT — мужская сфера, женщины сейчас чаще хотят сменить свою профессию на IT-специальность (57 против 43%). В 40% случаев на айтишников переучиваются люди в возрасте от 31 до 40 лет. Причём 33% из них относятся к возрастной группе 31–35 лет. На возрастную группу 26–30 лет приходится 27%.
3 года назад
Как советская власть пустила в университеты всех подряд
В августе 1918 года вступил в силу новый декрет Совета народных комиссаров, согласно которому вольнослушателем любого университета без вступительных испытаний мог стать любой гражданин старше 16 лет. Ещё декрет отменял плату за учёбу в университете: уже внесённые деньги за первое полугодие предписывалось вернуть. Казалось бы, прекрасная идея — дать широким и самым бедным слоям населения возможность получить высшее образование. Но на деле реформа обернулась проблемами. После отмены вступительных испытаний и образовательного ценза университеты захлестнула волна абитуриентов...
3 года назад
Президент в среду пообщался с участниками конкурса «Большая перемена», сообщает РИА Новости. Один из финалистов — 13-летний Максим — рассказал, что увлекается шахматами, программированием и робототехникой, а раньше занимался спортивными бальными танцами и играл на гитаре. Вот какой совет дал ему Путин. А вы как относитесь к «ботанизму»?
3 года назад
«На юридический факультет поступили все худшие ученики, лентяи, кутилы»
Заметки князя Оболенского о самом лёгком факультете университетов царской России. «Из 22 моих гимназических товарищей, вместе со мной окончивших гимназию, один поступил по чисто карьерным соображениям в Императорский лицей; один, с детских лет обнаруживший исключительные математические способности, — на математический факультет, а из остальных двадцати двенадцать поступили на юридический факультет, а восемь — на естественный. На юридический факультет поступили все худшие ученики, лентяи, кутилы, большинство которых не обнаруживали никаких умственных интересов...
3 года назад
Игра в шахматы помогает повысить успеваемость, развивает математические и творческие способности. Например, американский педагог, директор школы в штате Делавэр и тренер по шахматам Салом Томас-Эль. Уже более 30 лет он использует эту настольную игру в своей учительской практике. За прошедшие годы его ученики выиграли около десятка национальных соревнований, но победы на турнирах — отнюдь не главная задача Томаса-Эля. «Школьники, которые играют в шахматы, умеют критически мыслить и решать проблемы. Игра учит думать на два, три, четыре шага вперёд, даёт ученику возможность принимать отличные решения в очень ответственные моменты», — считает Томас-Эль. В статье рассказали, как использовать шахматы на практике и в каких дисциплинах. Читайте по ссылке →
3 года назад
«Дурные баллы вредны во всех отношениях». Циолковский и школьные отметки
Идеолог покорения космоса Константин Эдуардович Циолковский 40 лет работал в школах. Учителем он был нестандартным. Вот что он писал о том, как ставил оценки. «В 1897 году мне дали уроки математики в казённом реальном училище. Там были недовольны тем, что у меня не вышло ни одной годовой двойки. <…> В 1898 году мне предложили уроки физики в местном женском епархиальном училище. Я согласился, а через год ушёл совсем из уездного училища. Уроков сначала было мало, но потом я получил ещё уроки математики...
3 года назад
«Жениться они не могли, так как оба получали по 15 рублей в месяц»
Как жили учителя начальных сельских школ в дореволюционной России. «1916 год мне запомнился потому, что мы, то есть мачеха, Юрий и я, жили на озере Шира Минусинского уезда. Мачеха лечилась от нервов, а мы просто бездельничали. Курорт Шира тогда был совсем не благоустроенный. Правда, там была небольшая грязелечебница и „Курзал“ (это было длинное деревянное здание, где были по вечерам танцы, вечера самодеятельности, прекрасная библиотека, и был великолепный рояль, на котором каждый день утром упражнялся и играл Лёня Гинцбург)...
3 года назад
Министр образования и науки пояснил, зачем нужен вуз, если модную профессию, например в сфере креативных индустрий, легко можно получить на более коротких курсах. Ответ: для картины мира. На чисто прикладной программе человек, может быть, состоится как профессионал, но как личность с хорошим кругозором и ценностями — вряд ли. Ректор ГИТИСа Григорий Заславский и вовсе высказал мнение, что несформировавшаяся и несформированная личность, имеющая узкие профессиональные знания, — это большая опасность для общества. Заметим, что в высшем образовании в последнее время становится всё больше того, что отвечает как раз за картину мира, а не за профессию. Это и обязательная воспитательная работа, и обязательные курсы истории, и новая идея — курс по гибридным войнам.
3 года назад
1 сентября, сессии, дипломники, выпуск, отпуск, снова 1 сентября — работа преподавателя вуза похожа на бег по кругу. А если ещё вспомнить про вал бумажной нагрузки и эффективный контракт, совсем одолевает безысходность. Преподаватель философии из Белгорода Михаил Игнатов считает, что с рутиной можно и нужно свыкнуться, и тогда она станет просто фоном для того, что действительно важно и вдохновляет. А вы что думаете об этом?
3 года назад