Мир вокруг великолепен, протагонисты – ужасны.
Любой сценарист подтвердит, как сложно прописать хорошего главного героя. Если повествование идет от лица персонажа, он должен быть глазами и ушами зрителей. Из-за этого многие протагонисты превращаются в героев Хидео Кодзимы: ничего не понимают и постоянно требуют объяснений. Зная это, мы часто делаем главным героям скидки. В конце концов, мы бы ничего не поняли про «Матрицу», если бы Нео сначала не был мистером Андерсоном.
Но как же раздражает, когда номинальный главный герой – самый скучный, тупой или неприятный персонаж своего же фильма. А такое случается часто, причем даже с самыми популярными и успешными тайтлами. Еще раз: попадание конкретного протагониста в наш список не означает, что фильм плохой. Просто его центральное лицо проигрывает всему остальному.
Гарри Поттер – «Гарри Поттер»
За что люди любят вселенную «Гарри Поттера»? Богатый остроумными деталями магический мир, последовательная история, Хогвартс, куча потрясающих героев второго плана (от Полумны до Хагрида) и шикарный каст, если говорить о фильмах. Чего вы точно не услышите, так это признания, что кому-то нравится мир «Гарри Поттера» из-за самого Гарри Поттера. Парень в очках ужасен.
Большую часть времени Гарри находится в прострации и стоит с удивленным лицом. Понятно почему – он изначально знал о магии меньше других, а теперь как бы открывает мир волшебников для зрителей. А еще он избранный и самый крутой. Что он для этого сделал? Ничего, дело в родителях. Но в конце Поттер классно пожертвовал собой, дав Волан-де-Морту сделать то, что злодей все это время и хотел. Хитрый план – только придумал его тоже не Гарри.
Иной раз кажется, что этот парень не продержался бы и десяти минут без Гермионы. Метод Поттера – исключительно пробы и ошибки, потенциально смертельные. Он даже плохо усвоил фразу «Гарри, ты волшебник!», потому что магия в его случае идет в ход только в самый последний момент, когда уже почти поздно. Фанаты книг заметят, что литературный Поттер как самостоятельный персонаж гораздо глубже. И будут правы, но перенести в экранизацию удается не все. Поэтому Гарри – самый слабый элемент фильмов про Гарри.
Питер Квилл/Звездный Лорд – «Стражи Галактики»
Если честно, это типичный герой Криса Пратта. Неудачник с золотым сердцем и показной самоуверенностью. Питер Квилл не так плох сам по себе, но каждый элемент его личности описывается фразой: «Это уже было в «Симпсонах». Архетип из плутовского романа, неловкие понты, постоянные шуточки, проблемы с отцом. Звездный Лорд – самый скучный участник «Стражей Галактики». И он наш номер один.
По харизме и глубине Квилл ухитряется проигрывать даже Драксу, а это рестлер, разговаривающий волчьими цитатами. Фанаты возненавидели Питера за эпизод из «Войны бесконечности», где из-за истерики Питера супергерои потеряли шанс одолеть Таноса. Но эй, это хотя бы момент, характеризующий персонажа. Побольше бы таких.
Фродо Бэггинс – «Властелин колец»
Линия Фродо хороша. Он – жертва обстоятельств. У него нет ни подготовки, ни умений, чтобы нести самый опасный ядерный чемоданчик во вселенной. А еще Фродо явно сто раз пожалел, что рос мятежным хоббитом, который хотел приключений. Из-за этого ему приходится трайхардить намного сильнее, чем остальным героям «Властелина колец». И логично, что он бы не справился без помощи лучшего друга. Так что же тут не так?
Элайджа Вуд отлично подошел на роль, но перегнул с уязвимостью Фродо. Каждую секунду Бэггинс выглядит так, будто его избивают вдесятером. А когда каждая кочка вызывает драматическое падение на две минуты, верить и сопереживать становится сложнее. Фродо тупо не хватало моментов, когда он показывает стойкость. Особенно на фоне истории с явным эффектом Гарри Поттера – вот наш избранный герой, а вот остальные – неизбранные парни, делающие основную работу.
Джейк Салли – «Аватар»
Вопреки словам некоторых известных кинокритиков, главный герой не обязан быть хорошим человеком. Посмотрите любую гангстерскую классику от «Лица со шрамом» до «Клана Сопрано»: оба Тони – прекрасные персонажи, но ни Монтану, ни Сопрано не назовешь приятными людьми. Однако Джейк Салли из «Аватара» – что-то другое.
Он – хороший парень, искренне сражающийся со злом и жадностью – совершает крайне странные поступки. Окей, Джейк, ты влюбился в Нейтири и понял, что на’ви – отличные ребята. Так почему бы сразу не сказать новым товарищам, что люди собираются уничтожить их ради ресурсов? Это спасло бы огромное количество жизней. Джейк, ты слушаешь? Джейк? А, ладно: он опять надел VR-шлем и слишком увлекся.
Энакин Скайуокер – «Звездные войны»
Хейдена Кристенсена чрезмерно затравили за роль Энакина в приквелах «Звездных войн». И зря, в «Мести ситхов» у него были шикарные моменты. Но все три фильма должны были стать грустной историей о грехопадении самого талантливого джедая и его превращении в Дарта Вейдера. Чтобы план удался, мы должны были полюбить Энакина, проникнуться им и понять, что привело его на темную сторону. Но у нас не получилось.
В первом эпизоде всех раздражала игра Джейка Ллойда и неловкие диалоги а-ля «Ты что, ангел?» Во втором Падме и Энакин выдали худший экранный роман в истории, а в третьем паренек подозрительно быстро согласился на сделку с дьяволом и чуть ли не по щелчку стал хладнокровным убийцей. А хуже всего то, что все это время Скайуокер-старший был самоуверенным нытиком, закатывающим истерики по любому поводу. Йода, Оби-Ван и другие могли бы разглядеть проблему гораздо раньше.
Нео – сиквелы «Матрицы»
Возможно, самый спорный пункт, но выслушайте мои аргументы. В первой (и лучшей) «Матрице» Нео – великий персонаж. Потому что он еще и мистер Андерсон. Шок героя Киану Ривза передается зрителям, а мы видим, как он учится, реагирует на новую информацию и проходит экспресс-курс персонажа РПГ: от бомжа до имбового полубога. Очень здорово.
«Матрица: Перезагрузка» и «Матрица: Революция» теряют этот вайб, потому что Нео там – уже именно Нео, настоящий герой и главный актив сопротивления, готовящийся к вотэтоповороту на встрече с Архитектором. Персонаж стал круче, но потерял то, что делало его по-настоящему интересным – мистера Андерсона. Нео из сиквелов – больше функция, чем живой человек, а наблюдать за Тринити, Морфеусом и Ниобой гораздо увлекательнее. Обидно, что Вачовски так распорядились его потенциалом.
Ариэль – «Русалочка»
Просто признаем это: Ариэль – самая отстойная из диснеевских принцесс. У Жасмин, Беллы и всех остальных был хоть какой-то характер и самостоятельность. Ариэль же – капризный подросток, променявший все, только увидев горячего парня. Они даже никак не взаимодействовали друг с другом. Красивый, да? Вот моя подпись.
Если бы «Русалочка» вышла сейчас, феминистки сожгли бы офис Disney. Потому что Ариэль – безвольная бестолочь, которой нужен лишь безымянный красавчик. Даже в песне «I want more» подруга не смогла четко сформулировать свои жизненные приоритеты. Она просто хочет БОЛЬШЕГО.
Джон Майерс – «Хеллбой»
Помните «Хеллбоя» 2004 года от Гильермо дель Торо? Скорее всего, вам запомнилось несколько сцен, ни в одной из которых нет Джона Майерса. А ведь именно он наш главный герой. Профессор Брум по приколу оставляет Майерса присматривать за Хеллбоем. И в этот момент начинается то, о чем мы говорили во вступлении – протагонист становится аватаром для аудитории.
Джон Майерс выкручивает непонимание ситуации на максимум. Ни один суррогат зрителей не тупил так сильно. Все, что делает Майерс – задает вопросы и выглядит озадаченным, чтобы более осведомленные персонажи все ему объяснили. У него нет личности, нет хорошей линии. Майерс нужен, чтобы отвечать на вопросы зрителей. И чтобы Хеллбой увел у него Лиз Шерман, свою бывшую подругу.
Кажется, бессмысленность этого парня осознал и сам дель Торо. Во второй части нам сообщают, что Джона Майерса перевели в Антарктику где-то между первым и втором «Хеллбоем». Чисто чтобы он не мозолил глаза, понимаете? И все. Больше о таком важном персонаже не вспоминали. И правильно делали!
Валериан – «Валериан и город тысячи планет»
Мы слишком сильно любим Люка Бессона за то, что он сделал сто лет назад. Да, «Пятый элемент» и «Леон» были крутыми, но после французский режиссер возненавидел головные уборы и начал регулярно снимать шляпу. «Валериан и город тысячи планет» – попытка снова сыграть на странной европейской фантастике, но во второй раз это не сработало. И одна из худших черт фильма – его главный герой.
С чего бы начать? Актер Дэйн ДеХаан выглядит как сладкий мальчик из ромкомов. На контрасте из него можно слепить, например, классного маньяка, но герой едва ли способен стать космическим искателем приключений, вроде Хана Соло. А Валериана писали именно как альфача и острослова. Когда он действует, играет героическая музыка, но в кадре почему-то появляется какой-то хлюпик.
Получился раздражающий и плоский персонаж, единственное достоинство которого – ненамеренная комичность. То, как ДеХаан пытается выжать из себя самоуверенного взрослого мужика, – золото комедии. Вот только фильм задумывался как нечто совершенно иное. Так выглядит мискаст на главную роль и несоответствие концепта с реальностью.
Коул Янг – «Мортал Комбат»
Чего мы хотим от фильма, снятого по всемирно известной видеоигровой франшизе? Любимых персонажей. А чего мы не хотим? Выдуманного студией человека, которого нет в играх. Создатели «Мортал Комбат» 2021 года, очевидно, об этом не знали. Так у нас появился Коул Янг – боец смешанных единоборств без яркой личности и примечательных способностей.
Даже костюм Коула – отстойный и вторичный. Зато выясняется, что Янг – потомок Скорпиона, гораздо более интересного и любимого персонажа. Круто, че. Мы наконец-то дошли до того уровня кумовства, когда вымышленные персонажи продвигают бездарных детей, внуков и племянников.
10 случаев, когда фильм оказался лучше книги. «Бойцовский клуб», «Властелин колец» и ошибка Стивена Кинга
10 самых ярких маньяков из российского кино. «Метод», «Груз 200» и кривляния Нагиева