Найти тему
ГОРОД МОТОРОВ

«Автомобиль 2000 года» — АЗЛК-2144 «Истра» с проекционным дисплеем, пневмоподвеской и бортовым компьютером

Постепенно мы с вами приближаемся к концу зала с прототипами на выставке «Мечта Москвича».

Напомню, что в прошлой статье речь шла про АЗЛК-2143 «Яуза» с двухъярусным боковым остеклением. Если пропустили эту статью, то очень рекомендую к прочтению:

Сегодня же речь пойдёт про АЗЛК-2144 «Истра». Если «Яузу» планировали запускать в производство в 1993 году, то «Истру» готовили как «Автомобиль 2000 года».

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Разработка перспективной модели была поручена только что образованной в 1985 году на АЗЛК в Управлении конструкторских и экспериментальных работ (УКЭР) группе перспективных разработок.

Сразу хочу уточнить, что «Истра» был всего лишь макетом, и большую часть задумок с технической точки зрения реализовать не удалось.

Но полёт мысли конструкторов АЗЛК достоин уважения. Взять хотя бы кузов, изготовленный из дюралюминия (его, кстати, делали в Кирове) с широченными дверями и проёмами без центральной стойки.

Кстати, коэффициент лобового сопротивления составлял всего 0,149 — очень достойный показатель даже для современных моделей.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Единственная боковая дверь с каждого борта эффектно поднималась параллельно кузову, открывая доступ в салон для передних и задних пассажиров.

Решение совершенно непрактичное и на будущих серийных автомобилях были бы обычные двери. Это точно.

Планировалось применение в автомобиле прибора ночного видения и системы проецирования основных данных о движении на лобовое стекло.

Напомню, что это была середина 80-х годов и «отсталый» СССР, как многие думали.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

В оснащение «Истры» также планировали включить навигационную систему, электронную панель приборов, АБС, противобуксовочную систему, пневмоподвеску, вариатор и систему полного привода.

Также должны были быть подушки безопасности, ремни с пиротехническими преднатяжителями и даже камеры переднего обзора, выводящие картинку на проекционный дисплей.

Что касается пневмоподвески, она должна была управляться электроникой, позволявшей регулировать не только дорожный просвет, но и жёсткость в зависимости от дорожного покрытия, по которому ехал автомобиль.

Меняя давление в цилиндрах спереди и сзади, можно было снизить продольную раскачку кузова при ускорении и торможении.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

А если это делать справа и слева, то можно снизить крены автомобиля при прохождении поворотов.

Также система позволяла менять дорожный просвет в диапазоне от 140 до 240 мм.

У «Истры» также должна была быть отечественная климатическая установка с кондиционером, которую разрабатывало НПО «Красная Звезда».

НПО «Автоэлектроника» занималось разработкой приводов агрегатов, а НИИШП должен был подготовить оригинальные шины.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Планировался к установке бортовой компьютер с мощной системой диагностики состояния автомобиля.

Он должен был выводить точную неисправность, а не просто сообщение вроде «Check Engine».

Под капотом планировали разместить трёхцилиндровый 68-сильный турбодизель ELKO 3.82.92Т, работающий на рапсовом масле (а также на солярке, бензине и керосине!) и объединённый с бесступенчатой трансмиссией.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

По расчётам, он позволял лёгкой «Исре» (вес не превышал 700 кг) разгоняться до максимальной скорости 185 км/ч.

Расход топлива на 100 километров составлял от 2,2 до 3,5 литров в зависимости от режима езды.

В 1991 году АЗЛК даже успел заключить договор на строительство такого моторного завода.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Сейчас всем очевидно, что весь проект был слишком амбициозным даже для японцев, не то что для Советского Союза на грани его распада.

Естественно проект столкнулся с проблемой финансирования. Те же проблемы были и у завода моторов.

В 1993 году, прекратилось госфинансирование программы «Высокоскоростной экологически чистый транспорт», после чего остановились работы по созданию «Автомобиля 2000 года».

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

В итоге на АЗЛК был сделан лишь один макет. Действующими у него были лишь подъёмные двери, салон, рулевое управление и крышка багажника.

Он даже не мог перемещаться своим ходом, потому что под капотом находился макет двигателя.

Макет отправили в заводской музей, из которого он перебрался в автомобильный музей на Рогожском валу, а затем на выставку «Мечта Москвича».

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Интересно, был ли у АЗЛК хотя бы один шанс подготовить «Автомобиль 2000 года» в том виде, в котором они его задумывали? Например, если бы СССР не распался?

Авто
5,66 млн интересуются