Найти тему
Муки Зву

Старые CD. «Секрет» «Блюз Бродячих Собак». «Привет», «Алиса», «Сара-Барабу» – ударные песни бит-квартета «Секрет», которые мы помним и любим

Оглавление

Главным источником информации для советского человека было телевидение, интернет тогда еще не изобрели. Тот, кто попал в «ящик» -- был гарантировано обеспечен узнаваемостью и популярностью. Бит-квартет «Секрет» раньше других понял великую силу ТВ и вовремя ею воспользовался.

Пролетарский «Битлз» из города колыбели революции Ленинграда
Пролетарский «Битлз» из города колыбели революции Ленинграда

Стать популярной группе «Секрет» помогло телевидение и передача «Кружатся диски», ведущим которой был Максим Леонидов, а автором текстов — Николай Фоменко.

«Кружатся диски» в руках «Секрета»

Весна 1984 года – Максима приглашают работать на ленинградское телевидение в качестве ведущего молодежного музыкального шоу «Кружатся диски». В каждом из выпусков программы появляется «Секрет», исполняющий новую песню. Программа во многом становится новаторской: Максим предлагает нестандартную манеру ведения телешоу, которая оказывается почти пародией на традиционное холодное и искусственное дикторство на телевидении.

«Именно Фоменко придумал Леонидову тот имидж, с которым он пошёл по телевидению и по жизни. Макс первые три передачи просто сидел и слушал, что ему говорил Коля. Он был постоянным консультантом и определял, как вести передачу. Фома настаивал на том, чтобы Леонидов был волен и вальяжен. Благодаря этому Леонидов казался самым свободным человеком на советском телевидении». (А.Заблудовский).

Группа пытается снимать сюжетные ролики, напоминающие видеоклипы. К каждой передаче, которая выходила раз в неделю, нужно было придумать, или, по крайней мере, дописать, записать и снять по песне. Это был жёсткий, тяжёлый и просто отличный тренинг. Первой сыгранной и снятой песней стала «Тысяча пластинок». «Секрет» запомнился всем – они приносили с собой ощущение праздника.

«Программа выходила ежемесячно, и к каждой передаче мы должны были написать новую песню, записать ее в Доме радио и снять соответствующий видеоролик. Приходилось придумывать каждый раз что-то новое». (М.Леонидов).

«Как стать звездой» и остаться «Секретом»

Летом 1987 года свет увидел музыкальный фильм Василия Аксёнова «Как стать звездой», музыку для которого написал популярный ленинградский композитор Виктор Резников, а «Секрет» исполнил в нём три его песни. Максим Леонидов сыграл в этом фильме главную роль, тем самым «выделив» себя из коллектива. В то же время на «Мелодии», отдельно от группы с ансамблем В. Габая он записывает сольный миньон «Признание», состоящий из четырёх песен, которые известными так в итоге и не стали.

«Музыкальный Ринг» 1987 г. выводит «Секрет» на всесоюзную орбиту популярности. На Ринг «Секрет» вышел в боксерских перчатках и с двумя толстенными томами Большой Советской энциклопедии. К этому парни готовились два года. Они хотели выйти туда королями, чтобы их знали, любили, и чтобы сравнить их было просто не с кем.

Гастрольные выступления. Фото из интернета
Гастрольные выступления. Фото из интернета

Обратите внимание, что в тексте «Тысячи Пластинок» появилось изменение в тексте – теперь в финальной строчке куплета вместо «продать за тысячу рублей» появилась новая вариация «разбить на тысячу частей». Можно назвать это невольным плагиатом из «Мести Кота Леопольда», где Андрей Миронов пел в «Зову Мышей На Бой»: «Если встречу тысячу чертей, разорву на тысячу частей!»

В 1987 году в эфир вышла программа Центрального телевидения «Утренняя почта» по идее «Секрета» и со всей четвёркой в качестве ведущих. Музыкальных программ в то время больше почти не было, а появление в немногих существующих новой группы было делом нелёгким, медленным и трудоёмким. Снять «Утреннюю почту» по сценариям людей со стороны, которые к тому же еще и становятся соведущими бессменного Юрия Николаева, казалось чем-то просто немыслимым.

После «Утренней почты» группа «Секрет» стала знаменита по всей стране. Снято было три выпуска, но в эфир пошло только два. Был сценарий, в которой «Секрет» попадает на необитаемый остров, где всюду стоят таблички «нельзя», «запрещено» – его цензура не пропустила.

Гастрольные выступления. Фото из интернета
Гастрольные выступления. Фото из интернета

«Секрет» на распутье

Николай Фоменко приглашен в ленинградский театр драмы и комедии на Литейном в качестве исполнителя роли Шарикова в спектакле «Собачье сердце». Кстати, интересно было бы увидеть Фому в роли Полиграф Полиграфыча – фактурно он не менее харизматичен для таких ролей, чем Толоконников в фильме Бортко. Песни «Секрета» – на вершине всевозможных хит-парадов.

«На гастролях мы пробавлялись только гулянием по городу, хождением в музей. Изредка что-то успевали посмотреть, но большинство выездов были такими, что из развлечений оставалась только водка ночью, и больше ничего. Наш рекорд – 12 выходов на сцену за один день (!) в Риге. Разве можно это любить? 402 концерта за год - это больше чем концерт в день. Заработанных денег никто не видел, они куда-то исчезали, и никто ничего не накопил. Перерыв в гастролях воспринимался как большое жизненное счастье. Нам с Леонидовым постоянно нужно было писать новый материал, придумывать, где сниматься, что делать дальше – нам и без гастролей было чем заняться». (Н.Фоменко).

А в стране тем временем давление государства ослабевает, и артисты высвобождаются из-под контроля концертных организаций. Помня о театральном прошлом половины коллектива, музыканты решаются на ещё один эксперимент — в 1988 году открывают рок-театр-студию «Секрет». Тогда же ставят спектакль «Король рок-н-ролла» по биографии Элвиса Пресли. Знаменитого певца сыграл Максим Леонидов.

Спектакль шел год на сцене «Октябрьского» и ездил на гастроли в московский Театр эстрады. Как потом оказалось, это был первый и последний спектакль «Секрета». Вскоре он понимает, что его дороги с группой расходятся, и уходит в сольное плавание. Группу, утомленную бесконечными концертами, затянуло в первый кризис отношений, коллектив дал трещину.

Дальше история бит-квартета идет по принципу финального отсчета участников: трио, дуэт, соло. Но в 2000-х «Секрет» нашел в себе силы, и предолев разногласия, собрался вначале для юбилейных концертов, а потом и для записи полноценного альбома.

Тем кто пропустил начало статьи о бит-квартете «Секрет» рекомендую обратиться к началу по ссылке ниже.

Часть 1.

Часть 2.

7. «Блюз Бродячих Собак» (Максим Леонидов, Николай Фоменко) – 3:46.

Одна из самых мощных и мною любимых песен с пластинки «Ленинградское Время» 1989 г. За эту песню старорежимные рокеры «простили» «Секрету» легковесную псевдо-битловскую стезю. Даже сам маэстро Евгений Маргулис взял ее для собственной аранжировки и спел в трибьют-альбоме «Секретные Материалы» 1999 г.

«В общем, во втором альбоме песни были более серьезные, даже по сюжету — более страшные. Другое дело, что публика была не совсем готова к тому, что «Секрет» будет меняться. Они-то хотели от нас «Буги-Вуги Каждый День». (М.Леонидов).

Если окунуться в поисковые дебри интернета, то выяснится, что песня часто используется различными кинологическими, ветеринарными и волонтерскими службами по отлову бездомных животных. Да и вообще, ее бойцовый характер полюбился мужским компаниям, где бруталы могут потерзать струны и пустить скупую слезу в тельняшку друг друга.

Сергей Гальперин

8. «Алиса» (Максим Леонидов -- Дмитрий Рубин) – 2:30.

Одна из самых первых песен «Секрета» была записана для дебютного магнитоальбома «Ты И Я» 1984 г. Девушка, которая умеет вязать, рисует в альбомах и ни дня не может прожить без ирисок, предстает перед слушателем очень ярким и запоминающимся образом. Если у «Beatles» была своя «Girl» -- у «Секрета» это место заняла «Алиса».

«Как была написана песня «Алиса», я помню отлично. На втором или третьем курсе я должен был ехать в стройотряд. Я уже. Собственно говоря, собрался уезжать, но подумал, дай-ка прилягу. Что-то уставший был. И лёг у себя в комнате – лёг и запел. Что-то начал мурлыкать и спел всю песню от начала до конца. Пришёл к Диме Рубину, сокурснику моему, просто спел её и сыграл, а он через день или два принёс текст». (М. Леонидов).

«Алиса» сразу же стала одним из самых любимых публикой концертных номеров, а вот музыкантам она быстро поднадоела. Хотя на всех юбилейных концертах она просто обязательный номер -- они исполняют ее несмотря ни на что.

25-летний юбилей

30-летний юбилей

«Сплин»

9. «Отказали Тормоза» (Максим Леонидов, Николай Фоменко) – 4:24.

Песня вошла во второй официальный альбом «Ленинградское Время» 1989 г. Символизируя собой свой выросший технический и музыкальный прогресс композиции «Секрета» прибавили в темпе – «Отказали Тормоза», «Беспечный Ездок», «Домой», они хотели успеть за переменами в стране.

10. «Прощай, Ночь, Прости» (Максим Леонидов, Николай Фоменко) – 4:20.

Лирическая песня с альбома «Ленинградское Время». Одна из трех с этого альбома, на которую был снят видеоклип. Очень сильное исполнение и яркий вокал Максима Леонидова. Прозвучала почти пророчески – в декабре 1989 года Максим Леонидов объявляет о своём уходе из группы.

Его решение становится шоком для всех участником группы, включая её бессменного директора. Все газеты до этого обошла фраза Фоменко о том, что «Секрет» всегда будет вместе, и даже если ребята решат уйти со сцены, то будут работать где угодно – хоть на вагоностроительном заводе, но вместе.

11. «Привет» (Максим Леонидов – Дмитрий Рубин) – 3:06.

Приветственная песня «Секрета», одна из первых в репертуаре группы, стала визитной карточкой и в буквальном и переносном смысле. Задевая самые глубокие душевные струны, песня удивительным образом подходит всем возрастам своих слушателей – у каждого человека есть свои печали и радости в отношениях.

Текст песни была написана Дмитрием Рубиным -- он пел и играл на бас-гитаре. Музыку к песне написал Максим Леонидов. В дебютный магнитоальбом группы «Ты и Я» 1984 г. трек «Привет» не вошел. Видимо, «секретовцы» не разглядели в нем будущий хит.

Когда Рубин уходит из «Секрета» в «Интеграл» к Бари Алибасову, то забирает с собой сочиненные песни. Однако, он позволяет группе исполнять сочинённые им песни, среди которых теперь признанные хиты «Именины У Кристины», «Алиса», «Тысяча Пластинок», «Белая Птица» и многие другие.

«Я сделал собственную аранжировку и трактовку для «Привета». С этой песней «Интеграл» впервые попал на ЦТ в программу «Субботний вечер». Песня мгновенно взлетела на первые строчки единственного в те времена хит-парада «Московского комсомольца». (Б.Алибасов).

На мой взгляд версия «Интеграла» звучит, как совковый ВИА, с каким-то деревенским проигрышем.

30-летний юбилей

12. «Сара Барабу» (Максим Леонидов, Николай Фоменко – Синкен Хопп, Юрий Вронский) – 2:34.

Один из немногих хитов «Секрета», где право голоса получил ударник Алексей Мурашов. Текст песни взят из повести норвежской писательницы Синкен Хопп «Волшебный мелок», в переводе Юрия Вронского. Кроме того, книга «Сказки скандинавских писателей» подарила «Секрету» ещё две песни – «Уист-Уи» и «Песенку Про Ведьму», которые добились меньшей популярности. Вышла на официальной премьерной пластинке 1987 г.

Уникальная бессодержательность «Сары Барабу» была явным противопоставлением официальной советской эстраде, где каждая строчка, «отлитая в граните», помпезно грузила слушателя тяжелым и перенасыщенным смыслом. Потом почти у каждой отечественной группы появились свои аналоги таких песен – «Аквариум» «Золотых Лошадей» (у БГ таких песен море!), «Ногу Свело» «Хару Мамбуру», «Манго-Манго» «Пули Летят», «Запрещенные Барабанщики» «Убили Негра», Профессор Лебединский «Я Убью Тебя Лодочник!» -- список огромен!

«И с «Сарой Барабу» мне тоже повезло. Макс с Фомой написали ее для меня, а я, дурак, еще сопротивлялся, петь не хотел. Многие мои друзья говорили: «Барахло!», но кто же знал, что она станет песней года? Вот у Заблудовского нет визитной карточки, а у меня есть, спасибо ребятам. Это плюс и минус. Ведь после концерта в гримерку к ребятам симпатичные девчонки рвались, а ко мне родители детей приводили: «Вот это дядя Леша…» (А.Мурашов).

В одной экзотической конспирологической теории прочитал, что Сара БарабуСара Коннор из фантастического фильма «Терминатор» сменила фамилию и уехала жить в бухту Тимбукту, где разбила садик с экзотическими фруктами и завела корову и марабу для конспирации. От всех перенесенных ею приключений и переживаний у Сары «засвистела фляга», и она стала разговаривать с животными.

25-летний юбилей

Максим

Виталий Воронко

Вот такие ретро-воспоминания из творчества популярного бит-квартета «Секрет».

P.S. Мнение автора является исключительно его личным оценочным суждением, размышлением на заданную тему, а не целью оскорбить кого-то или задеть чьи-то чувства.

Ставьте лайки, подписывайтесь, пишите свои комментарии, спорьте со мной. Если вам интересны темы культуры, музыки, кино, пластинок на которые я пишу, то читайте мой канал МУКИ ЗВУ.