Найти тему

Педагог и ребенок разговаривали обычными словами, а друг друга не поняли

Оглавление

Общаясь с чужим ребенком, например, сыном коллеги или дочкой соседки, мы не можем быть до конца уверены, а хорошо ли нас этот ребенок понимает. Или мы его. Все-таки, все семьи разные. И, несмотря на то, что все мы разговариваем на одном языке, в каждой семье - своя лексика, свои крылатые фразы и выражения.

А также такие слова, которые "изобрели" именно в этой семье.

Например, у одной моей коллеги дочка называла автобус "бабосиком". И когда сама коллега по дороге с работы меня спросила, иду ли я на бабосик, я вообще поначалу не поняла, что она имеет в виду. Может, магазин такой или рынок, или вообще банк, а может улица Бабушкина, если уж по смыслу или по созвучиям думать.

Стою, репку свою чешу, напряженно думаю, где же он располагается, этот самый Бабосик. А коллега улыбнулась, и призналась, что это она так, по привычке, ведь после ребенка автобус начали называть бабосиком и мама, и бабушка, и даже некоторые ребята из дочкиного садика, друзья девочки.

А нам, педагогам - еще сложнее

Бывает, что детки нас не понимают даже тогда, когда мы разговариваем просто на обычном, сухом, бытовом языке, без всяких "ланит и персей" и без специфических неблагозвучных терминов.

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

И это - вполне сохранные дети

Я сейчас не беру в расчет самых сложных своих воспитанников из спецучреждения для детей с ОВЗ (ребята с тяжелыми ментальными нарушениями), они просто речи не понимают. Вообще. Совсем.

А приведу в пример девочку, которая по уровню умственного развития ничуть не хуже нынешних пятиклашек. Конечно, таких, более-менее соответствующих своему возрасту, у нас в учреждении на порядок меньше, но они все-таки есть, и разбавляют основную массу (что нас, педагогов несомненно радует, иначе бы мы все уже "лежали").

Полина

Какие-то нарушения в Полинке разглядит разве что опытный профессор после продолжительного общения. Вроде как обычная девчонка, учится в обычной школе. Документов Полины не видела, но из разговоров с коллегами знаю, что у нее некие "эмоциональные нарушения".

Она лежала у нас на дневном стационаре осенью, посещала процедуры, занятия и наши творческие кружки. Но приезжала каждый день только после обеда, так как мама не велела школу пропускать.

Стихотворение

Однажды, уходя с моего кружкового занятия, Полина вздохнула:

  • "Ох, как не хочу домой. К завтра надо стих доучить, Тютчева. Ой, как же я буду его рассказывать, он такой большой! Я уже больше половины выучила, не могу весь сразу".
  • "Ну, раз тебе удобно так, - отвечаю, - то почему бы не учить частями? Верю, что у тебя получится.
  • "Ну а что мне сделать, чтобы на пять рассказать?" - нервно спрашивает Полина.

А мне-то что ей ответить?

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Говорю то, что первое приходит на ум:

  • "Для начала, все-таки хорошенько выучить, ну и читать красиво, с выражением, артистично".
  • "Э, да это я знаю, это и мама говорит! А надо бы секрет какой-нибудь, заклинание."

Думаю: ну вот еще, приехали. Хотя… в общем, отвечаю так:

"Полин, я не знаю, действует это или нет, но говорят, что для удачного выступления нужно положить под пятку пятачок, только вот не знаю, под левую или под правую".

"О, а я под обе положу" - ответила Полина и… откланялась.

На следующий день

Снова приходит во второй половине дня Полина, прямо из школы. Сияющая и довольная!

"Пять за стих! - хвастается мне, - пятачки помогли! Вот!"

И, прямо при мне начинает переобуваться. Трясет "сменными мокасинами". А оттуда выпадают… по пятачку!

Два пятачка! Не по 5 копеек. Не по 5 рублей, нееет! А... два розовых бумажных кружка с круглыми же ноздрями. Свиные носы "розеточного" типа. Вот прямо пятаки хрюшки с детской аппликации! И по пятачку в каждой тапочке.

Честно, в ступоре: удивляться ли, смеяться, плакать или что-то сказать...

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

А Полина разве не знала?

Нет, Полина не знала, что монета называется "пятачок". Наши 5 рублей так называть не принято. А пятикопеечные монеты она вообще ни разу в жизни в глаза не видела. И сделала она "пятачки" такими, какими видела их у себя в голове. Но ведь - сработало! Вот так!

А то мы все: не понимаете, не понимаете…

Так что, всем дорогим читателям желаю взаимопонимания: и дома, и на работе.

поддержать автора:

С радостью принимаю Ваши визиты, добрые лайки и новые подписки на КАНАЛ

Что ребенку на занятии важнее: четкая инструкция или ежовые рукавицы
Со странностями (будни педагога)1 июля 2021
На занятиях с некоторыми детьми без переводчика не обойтись
Со странностями (будни педагога)24 июня 2021

#учителяидети #педагогика #школьноеобразование #воспитаниедетей #языкознание