Всем городам хорватской Истрии присущ итальянский флёр, но самый итальянский и живописный -Ровинь. Там даже языка официально два: хорватский и итальянский. Название города тоже пишется на двух языках: Rovinj/Rovigno. А еще в Ровине до сих пор есть люди, которые говорят на старинном истророманском языке.
Никто точно не знает когда возник этот город, одно только известно точно- давно. За все время своего существования кто только им не владел: византийцы, венецианцы, австро-венгры, албанцы и словенцы. Ровинь атаковали турки, несколько раз сжигали, но он восставал как птица Феникс. Был даже центром контрабандистов. В общем, жизнь его потрепала.
Мы припарковались на набережной, откуда открывался вид на пирамидку Старого города и меня встречала местная жительница. "Ну что, прекрасная ровиньонка, идем покажешь нам город",- предложила я. "Да ну тебя,- замотала башкой местная жительница-сама лезь в каменные джунгли, а я тут у водички постою. Что я одичала што ли?"
Ну, что поделаешь, пришлось шлепать самим, без гида. Старый город втиснулся на холмистом полуострове и представляет собой клубок средневековых узеньких улочек, с отполированной до зеркального блеска мостовой. Камни до такой степени скользкие, что некоторые туристы снимают обувь и идут босиком. Невольно напрашивается мысль: "Каково здесь когда идет дождь?"
Знакомство с городом, как правило, начинается с площади маршала Тито, на которой расположен фонтан с мальчуганом и Ратуша с башней. Очень красивое здание, так сразу и не скажешь, что когда -то это была тюрьма для малолетних преступников.
Напротив Ратуши находится арка Балби, через которую вереница туристов поднимается к главной достопримечательности Ровиня.
Церковь Святой Евфимии. Это большой и величественный храм, расположенный на самом высоком месте, в котором хранятся мощи святой мученицы. С колокольни открывается шикарная панорама на море и островки вокруг полуострова.
Кто такая Евфимия и почему она стала святой? В 290 году в семье сенатора Филофрона из города Халкидона родилась девочка, которую назвали Евфимией. Девочка росла, хорошела, была примерной христианкой и хорошей дочерью. Когда девочке исполнилось пятнадцать лет, правивший тогда император Диоклетиан, приказал закрыть церкви, уничтожить церковные книги и начал жестоко преследовать христиан.
Среди захваченных христиан была Евфимия. Правитель города Приск требовал, чтобы она отреклась от Христа, но девушка ни в какую не соглашалась. Тогда её подвергли пыткам, но ангелы спасали Евфимию раз за разом, разгневанный Приск приказал бросить девушку на арену амфитеатра на растерзание диким зверям.
Стоя на арене, храбрая девушка молила Господа, чтобы он сподобил её умереть. Львы и медведи, выпущенные на арену, стали лизать её ноги, но одна медведица поцарапала Евфимии ногу, кровь мгновенно вытекла и великомученица скончалась.
Родители похоронили дочь в окрестностях Халкидона. На могилу юной мученицы стали приходить паломники, чтобы почтить её память и неожиданно некоторые паломники стали исцеляться от хворей. Саркофаг с мощами перенесли в Константинополь. Во время нашествия персов, христиане, чтобы спасти саркофаг опустили его в море.
Однажды, после сильного шторма жители города Ровинь увидели у своих берегов мраморный саркофаг. Его вытащили на берег, открыли и увидели тело красивой девушки со свитком, рассказывающим, что это останки святой Евфимии- мученицы за веру. С тех пор в Ровине её почитают как свою покровительницу, к ней до сих пор идут паломники со всего света и говорят, что чудеса исцеления происходят до сих пор.
Кто-то приезжает в Ровинь в надежде на выздоровление, кто-то просто поглазеть и побродить по древним улочкам, а есть еще те, кто бороздит морские окрестности в жажде наживы.
Когда-то Ровинь был военно-морской базой Венецианской республики. Из Ровиня и в него Венеция и Турция перевозили сказочные сокровища и была у них общая головная боль-ускокские пираты, которые считали, что это они истинные хозяева Адриатического моря.
Объединившись в борьбе за общее дело, турки и венецианцы не раз наступали на ускоков, но каждый раз неудачно. Пираты продолжали захватывать и топить корабли. У турецкого султана Сулеймана заканчивалось терпение, и он ждал того часа, когда сможет разгромить ускоков раз и навсегда. Был разработан план сжечь флот пиратов. Султан отправил диверсионную группу, которая смогла поджечь несколько кораблей ускоков. Огонь постепенно перекидывался на другие судна и они шли на дно одно за другим, унося с собою в морскую пучину тонны сокровищ.
Рассыпанные на дне моря драгоценности неоднократно пытались найти искатели сокровищ. Однако за 450 лет это сделать никому не удалось. Так они и остаются лежать в морской воде и ждать своего часа…